Задача школы – содействие жизненному и профессиональному самоопределению учащихся, что предполагает воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и, брать на себя ответственность за свои поступки.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. В современном понимании профессиональное самоопределение заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов на основе знания своих личностных особенностей и способностей.
Термин «Профориентация» введен в употребление профессором Гарвардского университета Ф.Парсоном, выделившим 3 фактора успешного выбора профессии: правильная самооценка склонностей и способностей; знание требований выбираемой профессии; умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессии.
Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация факультативов, курсов по выбору.
Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее наиболее полно учитывать интересы,склонности и способности учащихся, формировать условия для обучениястаршеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями. Именно предоставление учащимся возможности для осуществленияосознанного профессионального выбора и является основной целью введенияпрофильного обучения на III ступени общего среднего образования. В то же времяпрофильное обучение создает необходимые условия для решения важныхгосударственных задач, связанных с профессиональным самоопределением и подготовкой, распределением потоков обучающихся. В общеобразовательных школах Беларуси профильное обучение, которое было отменено в 2008 году, введено в 2015/2016 учебном году, тогда как лицеи и гимназии продолжалипредлагать учащимся выбирать для обучения предметы на повышенном уровне.
Решение об организации профильногообучения в том или ином учреждении общего среднего образования может быть принято только при соблюдении всего комплекса условий:
1) готовность и заинтересованность всех участниковобразовательного процесса в организации профильного обучения на IIIступени общего среднего образования;
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых,материально-технических и учебно-методических ресурсов:
- педагогические кадры, квалификационный и образовательныйуровни которых позволяют обеспечить высокий уровень качестваобразования;
- современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;
- наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др., позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;
3) рациональное сочетание возможностей учреждения образования(количество имеющихся часов факультативных занятий, учебныхкабинетов различной площади, режим работы учреждения образования,сменность занятий и др.) с запросами учащихся и их законныхпредставителей, а также с финансовыми возможностями учреждения.
4) безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса (в том числе при составлении расписания учебных занятий - общего и индивидуальных);
5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с другими учреждениями образования.
Согласно итогам классно-обобщающего контроля, коллективы 10а и 10б класса сформированы, учащиеся удовлетворены организацией образовательного процесса, готовы к продолжению образования на новой ступени обучения. Выбранные профили соответствуют дальнейшему профессиональному выбору учащихся.
В гимназии профильное обучение организовано не первый год. Уже второй год практикуется создание мультипрофильных групп, с целью удовлетворения запросов всех учащихся. Из приведенной таблицы видно, что приоритетным направлением для учащихся является физико-математическое и филологическое.
Год
|
По модели
«Полный класс»
|
По модели «Мультипрофиль»
|
2013/2014
|
Физико-математический
(21 учащийся)
|
Филологический
(19 учащихся)
|
-
|
|
2014/2015
|
Физико-математический
(19 учащихся)
|
Химико-биологический
(6 учащихся)
|
Филологический
(14 учащихся)
|
2015/2016
|
Филологический
(4 учащихся)
|
Химико-биологический
(6 учащихся)
|
Физико-математический
( 13 учащихся)
|
Проведение всей работы, анализ возможностей и потребностей дало
возможность открыть на 2015/2016 учебный год три профиля с изучением наповышенном уровне следующих учебных предметов:
Классы
|
10 «А»
|
10 «Б»
|
11 «А»
|
11 «Б»
|
Направления
|
По модели «Полный класс»
|
По модели «Мультипрофиль»
|
По модели «Полный класс»
|
По модели «Мультипрофиль»
|
Физико-математическое
|
Филологическое
(русск., ин.яз)
|
Филологическое
(русск., ин.яз)
|
Физико-математическое
|
Филологическое
(белорусск., ин.яз)
|
Химико-биологическое
|
На данном этапе в учреждении проведены мероприятия, помогающие организовать работу профильных классов:
- доведена информация об организации профильного обучения до всех заинтересованных на родительских собраниях, на официальном сайте, на часах общения, в СМИ;
- предоставлена учащимся возможность изучать нужные предметына повышенном уровне;
- организована работа социально-педагогической и психологической службы по постоянному сопровождению профильного обучения.
- организована работа групп факультативных занятий на III ступени образования:
Название факультатива
|
Учитель
|
класс
|
Русский язык в алгоритмах
|
Терещенко Н.В.
|
11б
|
Функциональная стилистика русского языка
|
Галькина Н.В.
|
10а
|
Повторяем математику
|
Авдеева Е.М.
|
10б
|
Обобщающий факультативный курс по математике
|
Сморгунова Н.Н.
|
11а,б
|
Алгоритмизация и программирование
|
Борисова Р.В.
|
11б
|
История вероисповеданий и религиозное движение Беларуси
|
Домосканова Н.Н.
|
11а,б
|
Человек в современном мире
|
Домосканова Н.Н.
|
11а,б
|
Решение творческих задач
|
Кравченко А.В.
|
10а
|
Повторяя физику, проверяю себя
|
Кравченко А.В.
|
11б
|
Культура здорового образа жизни
|
Богданова Е.В.
|
10б
|
Основы экологии и мое профессиональное будущее
|
Хомочкина С.В.
|
10-е
|
Введение в педагогическую профессию
|
Асмоловская Н.Н.
|
10-е
|
Допрофильная подготовка
Название факультатива
|
Учитель
|
Класс
|
От значения к написанию
|
Терещенко Н.В.
|
8б
|
Готовимся к олимпиадам по математике
|
Сморгунова Н.Н.
|
9а,б
|
Повторяем математику
|
Сморгунова Н.Н.
|
9а,б
|
Алгоритмизация и программирование
|
Борисова Р.В.
|
9а,б
|
Обобщающий факультативный курс по физике
|
Евсеенко О.Н.
|
9а,б
|
Любознательным о тайнах вещества
|
Семенкова Т.Е.
|
8а
|
Продолжаем открывать тайны вещества
|
Ивкина И.В.
|
9а,б
|
Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного»
|
Асмоловская Н.Н.
|
9-е
|
Подготовка школьника-лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения
|
Богданова Е.В.
|
9б
|
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе.
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и принятия адекватного решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Педагогические технологии в профильном обучении
Важное место в профильном обучении отводится образовательным технологиям и в первую очередь тем, что активизируют деятельность самого учащегося: игровым технологиям, проблемному обучению, информационным технологиям, интерактивному обучению, технологии модульного обучения и др.Формы и методы обучения определяются, с одной стороны, требованиями и основным назначением профильного обучения, с другой – индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
Остается также актуальной организация содержательного общения сверстников. В связи с этим наиболее предпочтительна организация совместной продуктивной деятельности. Например, организация коллективного исследования, выполнение проекта, (в т.ч., посвященного решению социально значимых задач).
Значительной должна быть также доля самостоятельной работы учащихся. Например, обучение учащихся работе с различными источниками информации. Кроме того, требует изменений и система контроля образовательных достижений учащихся:
- сокращение в старших классах поурочного контроля и переход к рубежному контролю в виде зачетной системы, тематического контроля и т.п.;
- использование многобалльной шкалы;
- дифференциация заданий по сложности; предоставление учащимся возможности выбора заданий, соответствующих уровню их подготовки;
- перенос в системе оценивания акцентов на выявление достижений учащихся при выполнении различного вида работ – диагностических, исследовательских, творческих, проектных и т.п.
Надеемся, что новый подход к профильному обучению даст большую
возможность выбора учащимся, новые программы по базовым и профильным
предметам скорректируют силы и время учащихся на изучение предметов, чемповысится мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Проект решения педагогического совета:
1. Работу педагогов и администрации гимназии по организации профильного обучения признать удовлетворительной.
2. Учителям-предметникам:
2.1. Обеспечить преемственность и качественную организацию допрофильной подготовки учащихся 8-9 классов через систему факультативных занятий и воспитательных мероприятий с максимальным учетом их индивидуальных способностей и возможностей
январь – май, 2016
2.2. выделять ключевые компетенции обучающихся в своем учебном материале и представлять, где в жизни ученику понадобятся те или иные учебные знания, умения, навыки
постоянно
3. Учителям профильных предметов работать над качеством знаний обучающихся, добиваться результатов ЦТ не ниже среднерайонного
постоянно
4. Кл.руководителям 1-11 классов:
4.1. Разнообразить формы и методыпрофориентационной работы с обучающимися
постоянно
4.2.Вовлекать учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами
постоянно
5. Классным руководителям 11-ых классов довести до сведения законных представителей обучающихся результаты диагностических материалов
январь,2016
6. Педагогу-психологу провести:
6.1.Индивидуальные занятия с обучающимся, затрудняющимся в определении своих профессиональных интересов и в выборе будущей профессии
январь
6.2.Продиагностировать учащихся 9-классов по программе «Профиль» для определения направления обучения в 2016/2017 учебном году
февраль-март,2016
6.3.Подготовить рекомендации классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе.