Стриго Т.С,
классный руководитель
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими
– это в нашей власти».
Плутарх
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Необходимость нравственно-правового воспитания младших школьников объясняется тем, что именно в этот период дети получают много новой информации, знакомятся с понятиями, но отношение к ним ещё не сформировалось.
Младший школьный возраст – это лучшее время для постижения социальных и нравственных норм, для развития положительных черт личности. Жизнь ученика в младших классах регулируется в основном правилами, а не нормами права. И дети уже хорошо знакомы с этими правилами. Проблема в том, что ребенок этого возраста может объективно оценивать действия своего одноклассника, но не всегда способен верно оценить свои поступки. Школьника необходимо научить сравнивать, абстрактно анализировать свое поведение.
В условиях начальной школы авторитет учителя высок, дети открыты и доверчивы, склонны к подражанию, податливы, открыты к новому, и это благодатная почва для усвоения информационно-правовой грамотности: умения правильно вести себя в правовой ситуации и принимать верные решения.
Нравственно-правовое воспитание младших школьников является базой для дальнейшего совершенствования в этом вопросе. Дети 6-10 лет получают массу новой информации, начинают обретать первую самостоятельность, общаются в больших коллективах. Для правильного формирования личности и становления адекватного отношения к себе и другим людям, необходимо помочь детям разобраться в основных нравственных и правовых понятиях. Детям необходимо познакомиться с информацией о правах человека. Нравственно-правовое воспитание включает еще и моральные аспекты. Мораль и закон взаимосвязаны. Гуманистические подходы к обучению в младших классах закладывают фундамент нравственно-правового воспитания. Первостепенную роль играют личности учителей и воспитателей. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
Начальная школа – это время формирования человеческой личности. С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое воспитание. Ознакомление младших школьников с правами ребёнка, формирование у них патриотизма и гражданственности, усвоение норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности - важнейшие задачи нашей школы.
Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий патриотического, трудового и нравственного воспитания.
Специфика работы с учащимися начальной школы особенная. Учителю начальных классов следует учитывать, что правовое образование в этих классах не может носить самостоятельного характера, оно является органическим продолжением нравственного воспитания, важная задача которого - приобщение личности к гуманистическим этическим нормам, формирование ее гуманистических ориентаций.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами Республики Беларусь) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области. В рамках недели правовых знаний мы проводили игры-практикумы «Умение видеть хорошее», «Добрым быть совсем не просто», деловые игры «Права человека»,викторины «Закон и мы»,круглые столы «Милосердие-зеркало души» , «Мнимый успех-опасный успех», «Я и мои друзья».
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Я использую его для создания в классе атмосферы содружества, общей заинтересованности друг в друге и сплочении классного коллектива.
Тематика классных часов по нравственно-правовому воспитанию разнообразна.
1. «Чисто не там, где убирают» (уважение к людям разных профессий)
|
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице,в общественных местах,общение со сверстниками,взрослыми людьми )
|
|
3. «Права и обязанности школьника»
|
|
4. «Права, обязанности и ответственность ребенка », «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе), «Правила по которым мы живём»
|
|
Просмотр и обсуждение видеофильмов на нравственно-правовую тематику.
Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности – это или анкетирование, или беседа которая, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности.
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе, учат жить в обществе, принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях.
Особую роль в системе нравственно-правового воспитания играет не только школа и классный руководитель, но и семья. Поэтому на родительских собраниях я уделяю особое внимание данному вопросу. Именно родители должны объяснить своим детям прописные истины, привить определенные правовые ценности, развивать, например, дух гражданственности и патриотизма.В классе проводились собрания на темы:« Роль семьи в воспитании личности»,«Вечные истины в семье»,«Влияние средств массовой информации на развитие личности», «О родительском авторитете.Чтобы не было поздно», «Нравственные законы семьи-зеркало поведения ребёнка» ,«О единой линии воспитания детей в семье».
В своей работе с родителями провожу лектории, консультации для родителей «Друзья в жизни вашего ребёнка», «Семейный этикет», «Семья и её традиции», «Как научить ребёнка быть самостоятельным», «Дети и компьютер», «Как воспитать у ребёнка послушание».Проводятся совместные мероприятия и праздники «День матери»,«Мама, папа, я – спортивная семья»,участие в выставках, конкурсах.: «Нет вредным привычкам»»,Я выбираю здоровье», «Мир без СПИДА»,Работает Агенство родительских инициатив.
Проводятся анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственно-правового воспитания в семье, индивидуальные консультации. Привлекается социально-педагогическая служба школы.
Используются наглядные средства: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ.
Проводится тесная работа с родителями в группе ВАЙБЕР.
Если мы говорим о мероприятиях по нравственно-правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которая проводится с «трудными» детьми. Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего обучения, начиная с 1 класса.
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с такими детьми о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов,о дружбе ,о правилах поведения в школе и вне школы, беседы и консультации с родителями.
Осуществляю контроль за семьями, воспитывающими таких детей, проводятся регулярные рейды, встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних, контролирую психологический климат в классе, а также занятость детей вне школы и на каникулах.
Вывод своей деятельности :Только при комплексном воздействии на сознание школьников можно достичь желаемого результата становления личности детей.