Создание проектно-исследовательской среды как необходимое условие для современного образования
Какое право я имел
иметь сомнительное право
крошить налево и направо
талант,
как неумелый мел?
Евгений Евтушенко
Начну с результатов предварительного опроса, в котором педагоги выразили своё мнение об организации и проведении исследовательской деятельности. Из 95 педагогов проголосовали 58 (61% коллектива). 67% опрошенных положительно относится к исследовательской деятельности. Но присутствует противоречивое и отрицательное отношение
- 67.24% - положительное (39)
- 6.89% - отрицательное (4)
- 0.0% - безразличное (0)
- 25.87% - противоречивое (15)
o Всего ответов: 58
Ежегодно на методических совещаниях проводится диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности педагога. Проанализируем показатель «Степень владения навыками исследовательской деятельности»
Следующий показатель - «Участие в исследовательской деятельности»
Показатель «Затруднения в организации исследовательской деятельности»
Согласно диагностическим данным большая часть коллектива владеет навыками исследовательской деятельности, принимает участие и не испытывает затруднений в организации исследовательской деятельности. Но результативность коллектива в этом направлении находится на недостаточном уровне.
На уроках исследовательская и проектная деятельность прослеживается у каждого учителя. И это правильно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям, проделав определённую поисковую работу.
Гораздо сложнее организовать научно-исследовательскую работу или проект. Хочется отметить педагогов, которые ежегодно принимают участие в работе школьного НОУ: Пименова Л.В., Галькина Н.В., Родина М.Е., Кольдецова И.В.,Евсеенко О.Н., Домосканова Н.Н., Хомочкина С.В., Киселева И.С., Тилюпо Е.В., Прудникова Ю.А., Ивкина И.В., Емельяненко Т.В., Кондратович Т.Г., Живицкая Е.В.
Основной конкурс для исследователей - «Конкурс (конференция) работ исследовательского характера». На областном этапе в этом году дипломы завоевали учащиеся Тилюпо Е.В., Живицкой Е.В.
Примеры удачных проектов – интеллектуальный клуб «Версия». Уже много лет подряд Е.С. Маховик реализует свой проект, который стал символом СШ№8, гордостью района. Успешно справляется с реализацией проекта НОУ Евсеенко О.Н. Под ее руководством участники научного общества повысили результативность участия на районном и областном этапе конкурса. Ежегодная конференция учащихся стала традиционной и неотъемлемой частью образовательного процесса.
Министерство образования ежегодно инициирует множество проектов различной направленности. Хочется отметить самых активных и результативных участников за последнее время. Это Ивкина И.В., Киселева И.С., Домосканова Н.Н., Тилюпо Е.В.
Самая инициативная кафедра – учителя иностранных языков. Педагоги, участвующие в международных проектах Живицкая Е.В., Марудка М.П., Живицкая Г.Н., Радькова Е.М., Кондратович Т.Г., Нестратенко И.В., Сигаева В.В., Шорникова О.А.
В рамках подготовки к педагогическому совету каждая кафедра готовила отчет по заявленной форме о проделанной работе в данном направлении. Представляю вашему вниманию итоговую таблицу участия каждой кафедры в исследовательской и проектной деятельности(Приложение).
Из диаграммы видно, что абсолютным лидером в данном направлении является кафедра химии и биологии. За последние 3 года в копилку достижений школы 5 участников МО принесли 29 побед. Второе место занимает кафедра филологии, завоевавшая 16 наград. Восемь побед на кафедре математики, физики, информатики, но кафедра состоит из 10 педагогов, поэтому результат недостаточный. Низкий уровень участия в исследовательской и проектной деятельности на кафедрах эстетического цикла и начальных классов. Если для младших школьников Министерство образования инициирует немного проектов, то для творческих проектов по учебным предметам «Технический труд» и «Обслуживающий труд» предлагается множество площадок для реализации.
Низкая активность и результативность участия говорит о недостаточной работе в данном направлении. Необходимо использовать все возможные средства для формирования навыков исследовательского поведения.
Итогом работы коллектива на педагогическом совете стало онлайн голосование, где нужно было выбрать один методический продукт, который, по вашему мнению, наиболее удачно отражает тему педсовета. Предлагаю пятерку победителей в онлайн голосовании.
1 место. Проект кафедры иностранных языков «Новая жизнь старого здания» (15 голосов)
2 место Проект кафедры филологов «Меню» (13 голосов)
3 место Проект кафедры начальных классов «Кроссенс» (11 голосов)
4 место Проект кафедры филологов «Дети подземелья» (10 голосов)
5 место Проект кафедры химии, биологии «Спецификация пищевых продуктов в Беларуси» (8 голосов)
Поздравляем победителей и желаем успехов всему коллективу в данном направлении.
В конце своего выступления хочется отметить, что учитель, который руководит научно-исследовательской работой учащегося, — это прежде всего старший товарищ, который является одновременно консультантом, советчиком, помощником в самостоятельной исследовательской деятельности своего ученика. Именно такой подход к организации научно-исследовательской деятельности дает положительные результаты, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития, успешного профессионального становления. Учреждение образования, заинтересованное в воспитании учащихся, способных к самовыражению, создает все условия для того, чтобы ученик мог заявить о себе, попробовать и почувствовать свои умения уже в стенах учебного заведения.
раскрыть » / « свернуть