Программа подготовки к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Биология» для учащихся
9-11классов
Ботаника и основы микологии
Составитель Тилюпо Е.В., учитель биологии ГУО «Средняя школа №8»
Программа занятий курса «Основы микологии и ботаники» предназначена для учащихся 9 -11 классов. Курс систематизирует знания учащихся, полученные ими при изучении ботаники, а также расширяет и углубляет знания о строении, разнообразии, значении и взаимосвязях различных групп грибов, водорослей и высших растений. Представленный курс будет интересен и полезен для учащихся, которые выбрали изучение биологии на повышенном уровне и планируют участвовать в олимпиадном движении.
Цель курса
Обобщение, систематизация и углубление полученных в школьном курсе изучения учебного предмета знаний; подготовка учащихся к участию в республиканской олимпиаде по предмету «Биология».
Задачи курса:
– Составить представление об эволюционном становлении представителей растительного мира и грибов;
– показать биологическое разнообразие растительных организмов и грибов как результат приспособления к условиям существования;
– углубить представление о структурной организации и особенностях размножения представителей различных групп;
– отразить экологическую роль и практическое значение различных биологических объектов;
– продемонстрировать взаимосвязи между различными организмами.
Грибы и грибоподобные организмы (4 часа)
Роль грибов в экосистемах, эволюции растительного мира и жизни человека. Экологические группы грибов: водные, почвенные, лигнофилы, микофилы, патогены растений, животных и человека. Современные взгляды на систематику грибов и грибоподобных организмов. Многоцарственность. Грибы «низшие» и «высшие». «Высшие» грибы. Аскомицеты (Сумчатые грибы).
Водоросли (5 часов)
Водоросли как экологическая группа, совокупность ряда самостоятельных отделов фотосинтезирующих талломных организмов. Уровни организации. Строение и эволюция таллома. Размножение водорослей. Понятие о гаметофите и спорофите. Чередование поколений. Разнообразие жизненных циклов. Экология и распространение водорослей. Принципы классификации водорослей. Зеленые водоросли: хламидомонада, хлорелла, улотрикс, спирогира.
Лишайники (2 часа)
Лишайникикак симбиотические организмы. Представители. Экология. Использование лишайников в экологическом мониторинге.
Мофолого-анатомические особенности высших растений (11 часов)
Морфолого-анатомические особенности строения высших растений как результат адаптации к жизни в двух средах – почвенной и воздушной.Характеристика тканей растений: строение, расположение, образование в процессе онтогенеза, функции. Образовательные, покровные, механические.основные, проводящие ткани.Сосудисто-волокнистые пучки, их классификация: открытые, закрытые, коллатеральные, концентрические, радиальные. Вегетативные органы растений: общий план строения, основные и дополнительные функции. Корень и стебель как осевые органы растений.Первичное и вторичное анатомическое строение стебля. Лист – основной фотосинтезирующий орган растений.Особенности строения листьев голосеменных и покрытосеменных.
Систематика высших растений (10 часов)
Отдел Риниеобразные (Псилофитовидные), особенности их строения. Роль Риниеобразных в процессе эволюции и формировании органов высших растений. Отдел Мохообразные. Общая характеристика отдела, признаки примитивности представителей отдела. Экологическая роль моховидных, их практическое значение.
Отдел Плаунообразные. Усложнение строения тела. Совершенствование анатомической структуры. Появление морфологической разноспоровости. Отдел Хвощеобразные. Особенности морфологического и анатомического строения. Размножение, появление физиологической разноспоровости. Хвощи как фитоиндикаторы. Отдел Папоротникообразные. Систематика папоротникообразных. Особенности жизненных циклов разноспоровых и равноспоровых папоротников. Семенные растения. Появление семяпочки, формирование и общий план строения семени. Отдел Голосеменные. Класс Хвойные. Класс Саговниковые. Систематика покрытосеменных: принципы разделения на классы. Класс Двудольные. Класс Однодольные.
Обобщение материала (3 часа)
Тематическое планирование работы районного ресурсного центра по биологии на 2 полугодие 2023/2024 учебного года
Дата проведения занятий
|
Форма проведения занятия (очная или дистанционная)
|
Тема занятия
|
13.01
|
очное
|
Вегетативные органы растений. Корень
|
20.01
|
очное
|
Вегетативные органы растений. Корень
|
27.01
|
очное
|
Вегетативные органы растений. Побег
|
03.02
|
очное
|
Вегетативные органы растений. Стебель
|
10.02
|
очное
|
Вегетативные органы растений. Почка
|
17.02
|
очное
|
Вегетативные органы растений. Лист
|
24.02
|
очное
|
Вегетативные органы растений. Лист
|
02.03
|
очное
|
Отдел Риниеобразные
|
09.03
|
очное
|
Отдел Мохообразные
|
16.03
|
очное
|
Жизненный цикл мохообразных
|
23.03
|
очное
|
Отдел Папоротниковидные
|
06.04
|
очное
|
Отдел Мохообразные
|
13.04
|
очное
|
Отдел Плаунообразные
|
20.04
|
очное
|
Отдел Хвощеобразные
|
27.04
|
очное
|
Отдел Папоротникообразные
|
04.05
|
очное
|
Отдел Голосеменные
|
11.05
|
очное
|
Отдел Покрытосеменные
|
18.05
|
очное
|
Строение цветка. Опыление
|
25.05
|
очное
|
Оплодотворение у семенных растений
|
раскрыть » / « свернуть