ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель работы ресурсного центра по предмету «Обществоведение»: способствовать становлению ответственной и творческой личности, обладающей развитым сознанием и самосознанием, критическим мышлением, способной на основе освоения социально -гуманитарных знаний о человеке, обществе и государстве. Систематизировать полученные в учебном процессе знания и формировать навык выполнения тестовых заданий различной степени сложности.
Место ресурсного центра в системе подготовки к ЦТ. На повторение основных положений учебного предмета «Обществоведение» во время работы ресурсного центра отводится 39 часов
В содержание программы ресурсного центра по подготовке к ЦТ по учебному предмету «Обществоведение» включены двенадцать разделов, таким образом, охватывается весь курс предмета «Обществоведение»
Отбор учебного материала определяется необходимостью:
- систематизировать знания по ключевым вопросам данного предмета;
- сформировать у учащихся навык практического закрепления теоретического материала;
- сформировать навык выполнения тестовых заданий любой степени сложности.
Основные требования к результатам освоения учащимися содержания будут определены для каждого раздела данной программы:
Рекомендуемые формы и методы реализации программы . Формы- очная и дистанционная Реализации практико ориентированного подхода к обучению будет способствовать проведение занятий в форме практикумов, на которых рекомендуется организовать решение учебно-познавательных и практических задач с использованием различных источников информации
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Введение (1 ч)
Особенности работы ресурсного центра по учебному предмету «Общество ведение».
Р а з д е л 1 ЧЕЛОВЕК (3 ч)
Уникальность человека. Биологическое и социальное в человеке.
Индивид, индивидуальность, личность. Сознание и самосознание.
Темперамент, характер, способности. Типы темперамента и их
характеристика. Черты характера.
Эмоции, чувства, воля. Эмоции и эмоциональные состояния.
Виды чувств. Направленность личности. Мировоззрение и его роль в жизни
Духовный мир личности. «Я- концепция»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ РАЗДЕЛУ
В результате освоения содержания раздела «Человек» учащиеся должны:
знать определения основных понятий: воля, индивид, индивидуальность, личность мировоззрение, сознание, способности, темперамент, характер, эмоции;
распознавать на основе приведенных характеристик:
проявления биологического, психологического и социального
в человеке; типы темперамента; черты характера;
выполнять тестовые задания по данным вопросам.
Р а з д е л 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (3 ч)
Структура деятельности. Мотивы деятельности. Потребности человека и их виды. Видыдеятельности.Общение и его роль в жизни человека. Общение, его формы.Средства общения. Межличностные отношения. Виды межличностных отношений. Взаимодействие людей в малых группах. Лидерство. Семейные отношения. Брак и семья. Виды и функции семьи. Семья как ценность. Противоречия межличностных отношений. Понятие «конфликт», его структура и динамика. Деловые и личностные конфликты..
Разрешение межличностных противоречий. Стратегии поведения в конфликт
ной ситуации. Урегулирование конфликта
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «Деятельность, общение, взаимодействие» учащиеся будут знать определения основных понятий: брак, деятельность,
индивидуализм, мотив, коллективизм, конфликт, конформизм,
лидерство, нонконформизм, общение, потребность, семья, стереотип;
Выполнять тестовые задания по данным вопросам.
Р а з д е л 3 ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО (4 ч)
Социальные нормы и поведение личности. Понятие и при
знаки социальных норм. Нормы морали.
Взаимодействие личности и государства. Государство и его признаки. Понятие права. Право в системе социальных норм. Гражданство как правовая связь человека с государством.
Основной закон государства. Конституция — основной закон государства. Основы конституционного строя Республики Беларусь. Структура Конституции Республики Беларусь.
Права человека и гражданина в Республике Беларусь. Понятие, принципы и поколения прав человека Права и обязанности гражданина Республики Беларусь. Государственная власть в Республике Беларусь. Принцип раз деления властей. Президент Республики Беларусь — Глава
государства и гарант Конституции. Органы государственной власти Республики Беларусь и их полномочия. Права и ответственность несовершеннолетних. Понятие прав
ребенка и их защита. Дееспособность и ответственность несовершеннолетних в Республике Беларусь.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «Личность, общество,
государство» учащиеся будут знать:
определения основных понятий: государство, гражданство, конституция, местное самоуправление, местное управление,мораль, Национальное собрание, Палата представителей, права человека, право, Президент, Совет Министров, Совет
Республики, суд;
Выполнять тестовые задания по данным вопросам
Р а з д е л 4 ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ (2 ч)
Культура, ее предназначение и функции. Понятие культуры. Функции культуры. Элитарная, массовая, народная культура. Особенности элитар
ной культуры. Характерные черты массовой культуры. Народная
культура в современном обществе. Субкультура и контркультура. Понятие субкультуры. Виды молодежных субкультур. Контркультура.Культурное разнообразие и диалог культур. Универсальные и уникальные черты культуры. Национальные культуры. Поликультурное взаимодействие.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «Человек в мире
культуры» будут
знать определения основных понятий: культура, массовая
культура, медиакультура, народная культура, национальная
культура, субкультура, элитарная культура;
распознавать на основе приведенных характеристик:
этнокультурные стереотипы и проявления ксенофобии;
виды молодежных субкультур;
функции культуры;
Выполнять тестовые задания по данным вопросам
РАЗДЕЛ 5 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
(3 ч)
Общество как система. Понятие общества. Сферы жизни общества и социальные институты. Социальные группы. Социальная структура общества. Понятие социальной структуры. Социальные классы. Социальные страты. Социальный статус, роли и мобильность. Социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальная коммуникация. Структура социальной коммуникации. Виды социальной коммуникации. Массовая коммуникация. Социальный процесс и его виды. Сущность и виды массового поведения. Социальные движения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»
Учащиеся должны знать:
- определения основных понятий: молодежь, общество, социальная группа, социальная коммуникация, социальная мобильность, социальная роль, социальная страта, социальная структура общества, социальное движение, социальное действие, социальный институт, социальный класс, социальный процесс, социальный статус, толпа;
- распознавать на основе приведенных характеристик основные социальные общности и группы, сферы жизни общества, социальные институты, социальные процессы;
Выполнять тестовые задания
РАЗДЕЛ 6 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4 ч)
Политика и ее роль в общественной жизни. Понятие политики. Политические элиты и лидеры. Политическая система и ее функции. Государство в политической системе.Функции государства. Форма государства. Демократия. Понятие демократии. Формы демократии. Виды избирательных систем. Принципы демократии. Правовое государство и гражданское общество. Принципы правового государства. Гражданское общество и его основные институты. Политические идеологии. Понятие и функции политической идеологии. Основные виды политической идеологии. Политические партии и общественные объединения. Понятие политической партии и ее функции. Политические партии и партийные системы. Общественные организации и движения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»
Учащиеся должны знать:
определения основных понятий: государство, гражданское общество, демократия, избирательная система, конфедерация, монархия, политика, политическая идеология, политическая партия, политическая система, политическая элита, правовое государство, республика, унитарное государство, федерация;
уметь: распознавать на основе приведенных характеристик форму государства, гражданское общество, правовое государство, основные политические идеологии, партийные системы;
Выполнять тестовые задания
РАЗДЕЛ 7 .ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4ч )
Экономика и ее роль в жизни человека и общества. Понятие экономики. Блага, ресурсы, производство. Экономические субъекты и их взаимосвязи. Понятие экономической системы. Собственность и доходы. Отношения собственности. Основные формы собственности. Виды доходов. Прожиточный минимум. Денежно-кредитная система. Деньги, их функции и формы. Банки и их функции. Вклады и кредитование. Рынок: спрос, предложение, рыночная цена. Понятие и функции рынка. Спрос, предложение и рыночная цена. Виды рынков. Конкуренция и ее роль в экономике. Понятие конкуренции. Виды конкуренции. Менеджмент. Маркетинг. Финансовая система общества. Понятие финансовой системы. Государственный бюджет. Налоги, их виды и роль в экономике.Государство и экономика. Задачи и методы государственного регулирования экономики. Инфляция, ее формы и последствия. Безработица, ее формы и последствия.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»
Учащиеся должны знать:
определения основных понятий: банк, безработица, бюджет, деньги, доход, инфляция, конкуренция, кредит, маркетинг, менеджмент, монополия, налоги, потребление, производство, рынок, собственность, фактор производства, финансовая система, цена, экономика;
уметь:
распознавать на основе приведенных характеристик формы собственности, виды денег, инфляцию, монополию, безработицу;
характеризовать экономические системы, принципы кредитования, виды доходов, функции рынка, функции денег, виды конкуренции, виды инфляции, виды безработицы, маркетинг, методы государственного регулирования экономики, виды налогов, факторы производства, прожиточный минимум;
Выполнять тестовые задания
РАЗДЕЛ 8. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (2 ч)
Мораль. Сущность моральной регуляции общественной жизни. Динамика моральных норм и идеалов..Религия. Сущность религии, ее функции. Структурные элементы религии. Философия. Понятие философии и ее структура. Историческая динамика философии. .Наука. Научное познание, цели и ценности науки. Уровни научного познания. Классификация наук. Наука как социальный институт .Образование. Понятие образования. Образование как социальный институт. Тенденции развития образования.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА»
Учащиеся должны знать:
определения основных понятий: веротерпимость, конфессия, наука, образование, религия, свобода совести, теория, философия, эмпирия, этика;
уметь:
распознавать на основе приведенных характеристик уровни научного познания, религии, этические нормы;
выполнять тестовые задания
РАЗДЕЛ 9 СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (3 ч)
Прогресс и регресс в социальном развитии. Общественный прогресс и его критерии. Ступени общественного развития. Основные подходы к рассмотрению истории общества. Формационный подход. Стадиальный подход. Технологический подход. Цивилизация как культурно-исторический процесс. Понятие цивилизации. Цивилизационный подход к изучению общества. Характерные черты современной цивилизации. Горизонты информационного общества. Основные характеристики информационного общества.. Глобализация. Понятие глобализации. Противоречивый характер глобализации. Антиглобализм.
I ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Учащиеся должны: знать определения основных понятий: глобализация, гуманизм, информационное общество, научно-технический прогресс, прогресс, регресс, цивилизация;
уметь: распознавать на основе приведенных характеристик основные подходы к рассмотрению истории общества, ступени развития общества, цивилизации как устойчивых сообществ людей;
выполнять тестовые задания
РАЗДЕЛ 10 . БЕЛАРУСЬ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ (2ч)
Факторы многообразия современного мира. Политические и социально-экономические системы в современном мире. Миграционная мобильность и ее последствия. Устойчивое развитие — модель развития ХХI в. Понятие устойчивого развития. Основные принципы международного права. Источники и функции международного гуманитарного права. Международно-правовая ответственность. Понятие геополитики.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «БЕЛАРУСЬ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ»
Учащиеся должны: знать: определения основных понятий: геополитика, информационная безопасность, международное гуманитарное право, международные отношения, миграционная мобильность, национальная безопасность, устойчивое развитие; международные организации и межгосударственные объединения, в которые входит Республика Беларусь;
уметь: распознавать на основе приведенных характеристик принципы международного гуманитарного права, цели устойчивого развития; миграционную мобильность и ее последствия; функции международного гуманитарного права; национальную стратегию устойчивого развития Республики Беларусь;
выполнять тестовые задания
РАЗДЕЛ 11 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (4 ч)
Конституционное и избирательное право. Право как система норм. Место Конституции в правовой системе. Понятие конституционного права. Избирательная система в Республике Беларусь. Референдумы в Республике Беларусь. Основы гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. Гражданская правоспособность и дееспособность. Основы семейного права. Понятие семейного права. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Основы трудового права. Понятие трудового права. Заключение трудового договора. Стороны трудового договора. Прекращение трудового договора. Основы административного права. Понятие административного права. Административное правонарушение. Административная ответственность. Основы уголовного права. Понятие уголовного права. Уголовная ответственность и наказание. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. Органы обеспечения законности и правопорядка в Республике Беларусь. Система органов обеспечения законности и правопорядка. Судебная система. Правоохранительные органы. Органы юстиции
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Учащиеся должны: знать: определения понятий: административное право, административное правонарушение, гражданская дееспособность, гражданская правоспособность, гражданское право, избирательное право, конституционное право, наказание, семейное право, трудовое право, трудовой договор, уголовное право;
у м е т ь: распознавать на основе приведенных характеристик область применения норм (гражданского, трудового, семейного, избирательного, уголовного) права, органы обеспечения законности и правопорядка в Республике Беларусь; характеризовать виды референдумов; обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность; основные задачи органов обеспечения законности и правопорядка Республики Беларусь; особенности конституционного права в системе права Республики Беларусь; права и обязанности работников и нанимателей; правовой механизм заключения и прекращения брака; правовой механизм трудоустройства и прекращения трудового договора; признаки административного правонарушения; признаки, характеризующие преступление; принципы и основные стадии избирательного процесса в Республике Беларусь; юридические свойства Конституции; объяснять и (или) конкретизировать примерами виды административных взысканий; виды избирательных систем; виды наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь; гражданскую правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц; нормы трудового права, которые регулируют рабочее время, время отдыха, оплату труда работника; права и обязанности супругов, родителей и детей;
выполнять тестовые задания
РАЗДЕЛ 12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (3 ч)
Динамика состава населения и социальная политика государства. Социальный состав населения. Демографическая политика. Гендерная политика. Молодежная политика. Национальная политика. Конфессиональная политика. Инновационное развитие страны. Понятие инновационного пути развития. Научный потенциал Республики Беларусь. Научное обеспечение инновационного развития. Высокие технологии и энергосбережение. Развитие регионов. Регионы Республики Беларусь. Региональная политика. Перспективы развития регионов. Развитие культуры и укрепление здоровья нации. Политика государства в области культуры. Политика в области здравоохранения. Физическая культура и спорт.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения содержания раздела «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
Учащиеся должны: знать определения основных понятий: гендерная политика, демографическая безопасность, демографическая политика, инновации, инновационная политика, конфессиональная политика, молодежная политика, национальная политика, региональная политика;
уметь: распознавать на основе приведенных характеристик административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, типы инноваций; характеризовать цели и задачи развития малых и средних городов Беларуси; задачи национальной инновационной системы; достижения в развитии научного потенциала, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта суверенной Беларуси; проблемы и перспективы развития регионов;
выполнять тестовые задания
Занятие обобщения (1)
раскрыть » / « свернуть