Функциональная грамотность – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. термин появился в 1957 г. Он обозначает тот уровень образования, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий особенность решать жизненные задачи в различных сферах. Научное понятие «функциональная грамотность» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. И поэтому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию.
Функционально грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами и ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения. Он уверенно выбирает свой жизненный путь.
Функциональную грамотность составляют следующие виды грамотности:
- читательская грамотность;
- естественно-научная грамотность;
- математическая грамотность;
- компьютерная грамотность;
- финансовая грамотность;
- юридическая грамотность;
- грамотность в вопросах здоровья;
- грамотность в семейно-бытовых вопросах;
- творческое мышление.
Читательскую грамотность, начинаем формировать мы, учителя начальных классов. Хочется вспомнить слова К.Д. Ушинского
«Читать-это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.» К. Ушинский
Из этой цитаты следует, что важен и отбор тематики произведений, и умение правильно понимать то главное, что хотел сказать автор.
Читательская грамотность – способность человека читать, понимать и использовать посменные тексты для того, чтобы решать учебные и практические задачи, достигать своих целей, расширять свои знания и возможности вступать в коммуникацию.
Читательская грамотность (из определения PISA) – есть способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения с целью решения персональных задач, расширения своих знаний и возможностей, а также всестороннего участия в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества. Для того, чтобы опереться на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения.
Когнитивные способности и навыки, определяющие читательскую грамотность:
– нахождение информации;
– понимание смысла;
– оценка и осмысление.
Основным учебным предметом, на которым мы формируем читательскую грамотность является «Русская литература» (литературное чтение).
Урок литературного чтения носит целью формирования читательской грамотности.
Чтение (по Эльконину) – это озвучение графических символов.
Что же мы видим на деле?
Ребенок может прочитать быстро, правильно, выразительно, но, не понимая смысл озвученного.
Основой же читательской грамотности становиться смысловое чтение, обучение которому является одной из задач в начальной школе.
Навык чтения имеет две стороны:
Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты, как способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения.
Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой.
Если западает техническая сторона (низкая техника чтения), то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает и наоборот, уделяем больше внимания технической стороне, хромает смысловая. К сожалению, иногда бывает так, что при прочитывании условий задач, хорошо читающие дети не вдумываются в смысл каждого слова, не до понимают взаимосвязи в данных. Такие дети зачастую не могут правильно решить задачу. Поэтому я рекомендую медленно, ритмично, вдумчиво в темпе «как тикают часы».
При отработке технической стороны чтения можно использовать такие приемы:
- Чтение «эхом» (читаем вместе я, а учащиеся за мной)
- «Жужжащее чтение» (вслух и вполголоса)
- Ежедневные «пятиминутки» чтения (на уроках литературы)
- Многократное чтение (скороговорок и выразительное чтение стихов)
- Чтение цепочкой
Работая над смысловой стороной чтения применяю следующие приёмы:
- Словарная робота над лексическим значением встречаемых в тексте слов.
- выразительное чтение изучающее чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение, выборочное чтение.
- Чтение по ролям. Деление на части, составление плана произведения
- Прогнозирование («Подумай, что будет дальше»)
- Проблемные и эвристические вопросы
- Продолжи рассказ или сказку
- Пересказ
Но первую очередь детей надо научить читать. Поэтому в 1 классе 1 полугодие, а некоторые дети еще и 2 полугодие учатся читать. Но уже в 1 классе начинаем работать над пониманием прочитанного.
Начинаем работу с того, что каждое слово что-т обозначает (предмет, признак, действие). предложение тоже выражает законченную мысль, т. е. носит смысловую окраску. В «Букваре» уже есть тексты. Соответственно, проводится работа по пониманию.
Этапы работы с текстом в начальной школе:
- обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя)
- обучение детей работать с тестом: читать и понимать смысл прочитанного, пересказать прочитанное; делить на части и составлять план прочитанного текста(произведения); выделение опорных слов (словосочетаний); определять героев и давать характеристику им и их поступкам и др.
-обучение находить информацию. интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному и делать выводы: выделять основную мысль самостоятельно, выделять главную и второстепенную информацию; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формирование вопросов по тексту; сравнение текстов различных жанров, различных стилей с похожим содержанием и т. д.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:
- Найти и прочитать 5 слов, начинающихся на буквы
РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКРЯБИНА
-Прочитай слово без лишнего слога:
КОРОДАВА, СОКАБАКА, МОЛГУКЛОКО, СОКРАКРОКА.
Одновременно можно задать вопросы: «Можно ли данные записи назвать словами? Почему?»
Для смыслового обучения чтению можно предложить следующие задания.
Замени слова в пословицах
Здоровому-грач не нужен.
Лес рубят-кепки летят.
Слезами морю не поможешь.
Старый круг, лучше новых двух.
Труд кормит, а пень портит.
Во 2 классе можно использовать такие приемы, как «Тексты с «хвостиками»» - незавершенные предложения, которые ребенок должен закончить.
Формированию читательской грамотности способствуют уроки- конкурсы, уроки-викторины. Хороший результат дает использование в работе различных педагогических технологий и приемов.
Технология критического мышления.
- Прием «Синквейн».
- Прием «Работа с вопросами».
- Прием «Мозговой штурм».
- Прием «Написание творческих работ».
- Прием «Логическая цепочка»
- Прием «Ромашка вопросов» и др.
Формирование читательской грамотности осуществляется практически на всех учебных предметах в начальной школе: языки и литература, математика, человек и мир, факультативы, ИЗО, трудовое обучение. По всем перечисленным предметам есть учебники или тетради на печатной основе и везде нужно понимать смысл прочитанного, чтобы выполнить задания правильно.
Иногда у учащихся встречаются трудности, непонимание цели задания, смысла прочитанного.
Можно порекомендовать для преодоления трудностей седеющее:
Для развития соответствующего когнитивного процесса у учащихся (для продолжения затруднений с поиском информации) педагогам необходимо:
- Учить их абстрагироваться от второстепенных элементов, четко разделать главную и второстепенную информацию в тексте.
- Формировать навыки внимательного осмысленного восприятия задания (О чем это задание? Как ты это понял? Как ты нашел нужную тебе информацию? Как ты определяешь ключевые для ответа на вопрос?)
- Использовать прием перефразирования вопроса.
- Учить делать умозаключения по содержанию текста, сопоставлять информацию из различных частей текста.
Как правило, к концу 4 класса большинство учащихся владеют читательской грамотностью на высоком уровне.
раскрыть » / « свернуть