И.Н. Кравченко, заместитель директора по воспитательной работе
Перед школой всегда стояли и будут стоять задачи, как обучения, так и воспитания. Чтобы стать зрелым человеком, богатой и плодотворной личностью, действительным гражданином, требуется пройти большой и сложный путь.
Развитие системы воспитания в учреждении осуществляется в соответствии с новыми нормативными правовыми актами в сфере воспитания, разработанными на основе положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Что относится к социально - гражданским компетенциям и почему так важно их формирование.
Социально - гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно
и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав в обществе, применить свои знания на практике.
Социально-гражданская компетенция проявляется в социальных чувствах, содержанием которых является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость достижениями
и культурой своей Родины, желание сохранять ее культурные особенности, уважение к другим народам, к их национальным обычаям и традициям, способность принимать на себя ответственность, участвовать в выработке совместных решений.
Социальные компетенции как система знаний, умений, навыков, качеств личности и опыта деятельности в сфере взаимодействия человека
и социальной сферы способствуют развитию у учащихся социальной компетентности, которая понимается как качество личности, включающее способность достигать собственных целей. В основе процесса формирования социально-гражданских компетенций лежит развитие нравственных чувств.
Под «компетенциями гражданственности» принято понимать знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободу и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг.
Одним из основных направлений воспитательной работы учреждения является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
Большое внимание уделяется повышению роли семьи и ответственности родителей за воспитание детей, использованию воспитательного потенциала семьи.
Формирование гражданско-патриотических качеств учащихся в учреждении осуществляется через следующие направления:
- образовательные программы учебных предметов;
- организацию исследовательской работы учащихся, развитие детских и молодежных инициатив;
- использование возможностей межпредметного подхода;
- систему факультативных занятий;
- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы;
- посредством участия детей в работе органов ученического самоуправления, общественных объединений БРСМ, БРПО;
- изучение краеведческих материалов;
- работу волонтёрских отрядов;
- работу патриотического клуба «Наследие»;
- участие во всевозможных конкурсах, проводимых в учреждении, районных, областных, республиканских и др.
Для формирования социально активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, ценностного отношения к своему Отечеству в учреждении постоянно совершенствуется система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Сохранены важные в культурно-воспитательном отношении формы работы с учащимися: Уроки памяти, Вахта памяти, совместные мероприятия с городской библиотекой, посвященные Дню города; Единый урок в рамках празднования Дня народного единства;просмотр фильма «На другом берегу»; проведена районная игра «Беларусь единая» с участием городских школ; диалоговая площадка «Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения и укрепления суверенитета и независимости страны» в рамках Единого дня информирования с участием учащихся 10-11 классов; посещение исторического музея; мероприятия, посвящённые памятным датам героической истории республики; месячник патриотического воспитания; творческие конкурсы и проекты патриотического содержания. Учащиеся осуществляют уход за воинским захоронением и местами воинской славы, шефствуют над ветеранами педагогического труда и одиноко проживающими.
В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» в учреждении проходят тематические информационные часы по теме «Родина моя Беларусь в лицах».
В целях формирования информационной культуры учащихся
и педагогов учреждения, умения работать с различной информацией уделяется большое внимание проведению информационных часов и классных часов, внеклассных мероприятий. Воспитание патриотизма невозможно
без знания своей истории…
В учреждении создана специальная экспозиция «Голос памяти. Голос печали», посвященная жертвам геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Данную экспозицию посетили учащиеся и педагоги учреждения.
С целью сохранения памяти о погибших невинных людях для учащихся состоялось тематическое мероприятие на тему «Геноцид белорусского народа». Для внимания ребят был организован показ документальных фактов и подлинных драматических историй о трагедии, произошедшей в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся познакомились с материалом учебного пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», в котором рассказывается о трудностях того периода, о тяжёлых утратах народа.
В учреждении в сентябре и в феврале прошли диалоговые площадки «Единство белорусского народа – основополагающий фактор сохранения
и укрепления суверенитета и независимости страны» в рамках Единого дня информирования с участием учащихся 10-11 классов. С коллективом педагогов и учащихся встретились члены информационно-пропагандистской группы под руководством председателя райисполкома Андрея Николаевича Седукова.
В настоящее время перед обществом стоит проблема информационно-психологической безопасности молодежи, в связи с чем, в учреждении активизирована информационно-пропагандистская работа среди педагогов, учащихся и их родителей. Проводятся единые дни информирования, информационные часы, встречи с использованием современных форм
и методов, направленные на формирование политической культуры учащихся, развитие общественно значимых стереотипов гражданского поведения, социальной ответственности, законопослушания, духовности и порядочности.
Особенно важной становится деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно давать оценку событиям, происходящим в стране и за ее пределами, умения отстаивать свою точку зрения.
С целью выявления сформированности национального самосознания проведено анкетирование учащихся 9-11 классов.
Объект исследования – подростки 14-17 лет.
Предмет исследования - национальное самосознание.
Цель исследования: изучить национальное самосознание учащихся 9-11 классов.
Анкета состояла из 10 вопросов. Общее количество участников составило 60 человек. Исследование проводилось анонимно. 30% анкетируемых - учащиеся 9 классов, 40% - учащиеся –десятиклассники, 30% - учащиеся 11 классов.
На вопрос «Ваша национальность?» 57 человек ответили, что они белорусы,
3 не ответили.
На вопрос «Считаете ли себя неотъемлемой частью, представителем белорусского народа?» 57 ответили положительно, 3 дали отрицательный ответ.
«Какие признаки, по Вашему мнению, объединяют людей белорусской национальности?» 58,1% назвали общее историческое прошлое, 49,5% - общность территории, 43,8% - язык, 28,6% - общее будущее.
Ответы на вопрос «Какие сугубо белорусские обычаи и традиции Вам известны?»: отметили «Каляды», «Масленицу», «Купалье», «Дзяды», Дзень роднай мовы, упомянуты «Радоница», «Дожинки», День Победы, а также драники.
«Как Вы считаете, присуще ли современным подросткам чувство исторической ответственности за судьбу страны?» 65% - дали ответ «да», 25% - дали отрицательный ответ.
«Как Вы относитесь к тому, что большинство белорусов использует вместо белорусского языка русский?» 40% относятся положительно, 7% - отрицательно. Тем не менее, 53% ответили, что к данному вопросу относятся безразлично, так как без ограничений могут использовать два языка.
«Относитесь ли Вы с уважением к историческому прошлому нашего государства?» 90% учащихся дали ответ "Да", 10% затруднились ответить,
и соответственно 0% ответили "Нет".
На вопрос «Интересно ли Вам изучать природу родного края?» 85,5% ответили положительно и соответственно 14,5% отрицательно.
«Возникает ли у Вас чувство гордости за участие белорусов в международных конкурсах (спортивных, музыкальных)?» 96% респондентов дали ответ "Да", 2% дали ответ, что им безразлично, и у 2% этого чувства не возникает.
На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?» 80% посчитали себя таковыми, 2% дали ответ "Нет", 18% затруднились ответить.
Исходя из результатов анкетирования можно сказать
о сформированности поведенческого компонента национального самосознания у учащихся-старшеклассников. Среди учащихся 9-11 классов прослеживается достаточный уровень развития национальной самооценки, чувства национального достоинства. Прослеживается интерес к истории страны, ее прошлому и настоящему, стремление к позитивным изменениям. При этом следует продолжить целенаправленную и системную работу педагогического коллектива с привлечением родительской общественности для формирования патриотизма, нравственных и духовных идеалов несовершеннолетних.
Основные задачи в организации работы с ученическим самоуправлением, детскими и молодёжными общественными объединениями ставятся следующие:
- формирование у учащихся патриотизма и активной гражданской позиции;
- создание необходимых механизмов для участия детей и молодёжи
в принятии решений, касающихся их деятельности в рамках детского
и молодёжного движения;
- развитие творческого потенциала личности через включение
в активную творческую и проектную деятельность;
- обучение подростков знаниям и умениям лидера – организатора;
- воспитание позитивных качеств личности, основанных на нормах морали и общечеловеческих ценностях.
Работа по созданию условий для функционирования на базе учреждения детских и молодёжных общественных организаций, укреплению
их авторитета, увеличению численности ведется в сотрудничестве с районным комитетом ОО «БРСМ», районным советом ОО «БРПО», руководством учреждения, классными руководителями.
В работе ДОО соблюдается принцип преемственности. Члены БРПО по достижению 14-летнего возраста вступают в ряды БРСМ.
Пионеры и члены первичной организации БРСМ активно участвуют в школьных, районных, областных мероприятиях и конкурсах, акциях, в работе молодежного Парламента.
Результаты участия наших учащихся в конкурсах и проектах всегда радуют. Гранд-финал 13-го сезона проекта «100 идей для Беларуси» для наших педагогов и учащихся стал удачным. Победителями в номинации "Агропромышленные технологии и фермерство" признаны Киселёва Елизавета, Дригель Александра, которые презентовали проект «Полисахаридное варенье». Учащихся подготовили учителя школы Ивкина Инга Валерьевна и Киселева Ирина Сергеевна.
В учреждении создана и действует динамичная сеть детского движения, позволяющая каждому ребёнку реализовать свой творческий и коммуникативный потенциал, сформировать свою активную жизненную позицию полноправного члена нашего общества. Однако, классным руководителям следует всё же планировать свою работу с классным коллективом с учётом запросов общественных организаций, проводить пропагандистскую работу с родителями и детьми в данном направлении.
Члены клуба объединения по интересам «Партачы» (руководитель Домосканова Н.Н.) принимают активное участие в проведении информационных часов по знаменательным датам о событиях белорусской истории, важнейших политических, культурных, спортивных событиях
в жизни государства для младших школьников.
В план воспитательной работы учреждения включены профориентационные экскурсии, которые позволяют подросткам получить представление о работе различных предприятий. Были организованы экскурсии в депо, в центральную аптеку, в УЗ «Кричевский районный центр гигиены и эпидемиологии» и др.
Учащиеся инженерного класса имели уникальную возможность посетить предприятие ОАО «Могилевский завод лифтового машиностроения» и узнать больше о процессе изготовления лифтов и деталей к ним. Представители предприятия рассказывали о своей работе, делились опытом и отвечали на все интересующие вопросы. Эта непосредственная коммуникация позволила учащимся понять, что инженерия - это увлекательное и многогранное поле для развития и самореализации. Ребята увидели, как интересна и разнообразна инженерная профессия, и получили новые впечатления и знания, которые станут основой для их дальнейшего развития и выбора жизненного пути.
Учреждение образования является важнейшим социальным институтом, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития учащегося.
Работа с детьми и молодежью в области формирования гражданской компетенции и социальной ответственности учащихся является актуальной
в настоящее время. Гражданское и патриотическое воспитание занимает центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов- есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов своей страны
Учащиеся и педагоги нашего учреждения – это творческие, активные, инициативные и талантливые люди. А стабильные высокие результаты говорят о целенаправленной и систематической работе нашего учреждения.
раскрыть » / « свернуть