Гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основное направление идеологической работы
И.Н. Кравченко, заместитель директора по воспитательной работе
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Перед школой всегда стояли, и будут стоять задачи, как обучения, так и воспитания. Чтобы стать зрелым человеком, богатой и плодотворной личностью, действительным гражданином, требуется пройти большой и сложный путь.
Развитие системы воспитания в учреждении осуществляется в соответствии с новыми нормативными правовыми актами в сфере воспитания, разработанными на основе положений Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Одним из основных направлений воспитательной работы учебного года является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой,
политической и информационной культуры; духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям.
Большое внимание уделяется повышению роли семьи и ответственности родителей за воспитание детей, использованию воспитательного потенциала семьи.
Формирование гражданско-патриотических качеств учащихся в учреждении осуществляется через следующие направления:
- образовательные программы учебных предметов;
- организацию исследовательской работы учащихся, развитие детских и молодежных инициатив;
- использование возможностей межпредметного подхода;
- систему факультативных занятий;
- различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы;
- посредством участия детей в работе органов ученического самоуправления, общественных объединений БРСМ, БРПО;
- изучение краеведческих материалов;
- работу волонтёрских отрядов;
- участие во всевозможных конкурсах, проводимых в учреждении, районных, областных, республиканских и др.
Для формирования социально активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, ценностного отношения к своему Отечеству в учреждении постоянно совершенствуется
система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Сохранены важные в культурно-воспитательном отношении формы работы с учащимися:
- Вахта Памяти, которая проводится к знаменательным датам города, области, республики;
- мероприятия, посвященные празднованию Дня города, годовщине освобождения города от немецко-фашистских захватчиков;
- мероприятия, посвящённые памятным датам героической истории республики (встречи с ветеранами, поздравительные акции, театрализованные представления, часы общения);
- акции волонтёров для ветеранов;
- благотворительные акции для учащихся «Здравствуй, школа!», «Доброе сердце», «Пасхальный подарок»;
- трудовые акции «Чистый город», «Отходы – в доходы»;
- творческие конкурсы и проекты патриотического содержания
Приобщение учащихся к культурным ценностям в учреждении ведётся через активную работу по посещению исторического музея, который находится во дворце Потёмкина, выставок, концертных программ.
В целях формирования информационной культуры учащихся и педагогов учреждения, умения работать с различной информацией уделяется большое внимание проведению информационных часов и часов общения, внеклассных мероприятий. Воспитание патриотизма невозможно без знания своей истории…
Учащиеся четвертых проявили себя в игре по краеведению "Знатоки своей истории". Ребята отвечали на вопросы по истории родного города, области. Все команды подтвердили свои звания "знатоки". В игре "Путешествие в прошлое" приняли участие команды 6 классов. Ребята прошли 5 туров, в которых были вопросы об истории, о культуре, о природе, о городах земли белорусской. Победителем стала команда "Дружина" 6 "А" класса. В 7 «А» классе прошла викторина «Есть такая земля…», семиклассники активно принимают участие в межшкольных мероприятиях. Совместно с командой ГУО «Средняя школа №1» были проведены тематические игры «Два корабля» и «Школьный экспресс». Наши учащиеся часто посещают мероприятия в городской библиотеке. Час правовых знаний прошел для учащихся третьих классов, где ребята участвовали в играх и викторинах на правовую тематику. Посетили урок доброты "Твори добро", посвященный Международному дню волонтера.
В учреждении на протяжении многих лет существует система информирования:
- каждый третий четверг в гимназии проводятся Единые дни информирования для педагогов;
- еженедельные часы информирования для учащихся (включены в расписание);
- еженедельные часы общения;
- встречи с информационными группами районного исполнительного комитета и др.
В настоящее время перед обществом стоит проблема информационно-психологической безопасности молодежи, в связи с чем, в учреждении активизирована информационно-пропагандистская работа среди педагогов, учащихся и их родителей. Проводятся единые дни информирования, информационные часы, часы общения с использованием современных форм и методов, направленные на формирование политической культуры учащихся, развитие общественно значимых стереотипов гражданского поведения, социальной ответственности, законопослушания, духовности и порядочности.
Особенно важной становится деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся социального оптимизма и гражданской зрелости, умения взвешенно давать оценку событиям, происходящим в стране и за ее пределами, умения отстаивать свою точку зрения.
Одним из показателей качества воспитательной работы учреждения является уровень воспитанности учащихся. Мониторингом уровня воспитанности учащихся занимается социально-психологическая служба учреждения. По данным мониторинга прослеживается положительная динамика воспитанности учащихся. Обследование учащихся 11-х классов (36 человек) показало, что учащиеся школы имеют высокий уровень идейной воспитанности. Можно сделать вывод, что ценностная ориентация учащихся направлена на повышение качества своих знаний, развитие умственных способностей, стремление к самообразованию и саморазвитию.
По итогам мониторинга классным руководителям рекомендовано продолжать работу по становлению социально адаптированной личности, способной к продуктивному взаимодействию, к духовному и интеллектуальному самосовершенствованию.
В рамках республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тымганаруся» учащиеся и педагоги принимают активное участие в конкурсах творческих работ и проектов. Работы занимают призовые места не только на районном этапе Акции, но и на областном.
В целях формирования гражданственности, патриотизма, национального самосознания, развития творческих способностей учащихся проходил республиканский конкурс детских учебно-исследовательских проектов «Я родным краем ганаруся», в котором учащиеся занимали места и были приглашены на смену в НДОЦ «Зубренок» (педагоги Л.В. Пименова, Н.Н.Домосканова). В этом году учащиеся 9 и 11 кл. были приглашены в «Зубренок» на смену «Пресс-перспектива» как участники республиканского фестиваля-конкурса детских средств массовой информации «Свежий ветер» (руководитель Маховик Е.С.)
В районном конкурсе историко-патриотических проектов «Мае землякіздабываліпабеду і працай сваей усхваляюць наш край» работа «Поклонимся великим тем годам» учителя истории Домоскановой Н.Н. была признана лучшей.
Учащиеся 9-х классов приняли участие в районном литературном конкурсе «Кричевские патриоты». Работы заняли призовые места и были отмечены дипломами 1 и 2 степени (учитель Пименова Л.В., Терещенко Н.В.).
Отмечена работа учащейся 9 класса Пименовой Алины и учащейся 11 класса Моисеенко Марии за участие в районном конкурсе «За любимую Беларусь!».
Учащиеся 5-10 классов стали участниками районного этапа республиканского конкурса, посвященного 90-летию образования ДОСААФ. В номинации «Радзіма мая дарагая» отмечено дипломами 6 работ, также в номинациях «Есть такая профессия – Родину защищать!» и «Беларусь моя синеокая» ребята заняли призовые места.
Учащиеся осуществляют уход за воинским захоронением и местами воинской славы, шефствуют над ветеранами педагогического труда и одиноко проживающими.
Составной частью гражданско-патриотического воспитания является формирование ответственного отношения учащихся к природе и окружающему миру, т.е. экологическое просвещение и воспитание экологической культуры, которое осуществляется при активном участии членов детских и молодёжных организаций через участие в республиканских и городских субботниках, трудовых и экологических акциях по благоустройству города. 30 сентября 2015 г. в республиканском центре экологии и краеведения (г. Минск) прошел заключительный этап республиканской выставки-конкурса «Осенний марафон». В этом конкурсе в номинации «За природу в ответе и взрослые и дети!» Могилевскую область представляла агитбригада ГУО «Гимназия г. Кричева»: Фукс Карина, Шевцова Дарья, Подобед Константин, Кравченко Анна, Ишанова Катерина, Трусова Александра и Корсиков Кирилл (руководитель Елена Богданова). Ребята достойно выступили и завоевали Диплом II стени. Работа Моисеенко Марии (учитель Терещенко Н.В.) заняла призовое место на областном этапе в конкурсе на лучшее эссе «АЭС БУДУЩЕГО».
Работа с детскими общественными организациями, ученическим самоуправлением строится через следующие направления:
- создание условий для максимального самовыражения учащихся;
- поддержание инициативы;
- побуждение к самовоспитанию;
- организацию досуга и внеурочной деятельности.
Основные задачи в организации работы с ученическим самоуправлением, детскими и молодёжными общественными объединениями ставятся следующие:
- формирование у учащихся патриотизма и активной гражданской позиции;
- создание необходимых механизмов для участия детей и молодёжи в принятии решений, касающихся их деятельности в рамках детского и молодёжного движения;
- развитие творческого потенциала личности через включение в активную творческую и проектную деятельность;
- обучение подростков знаниям и умениям лидера – организатора;
- воспитание позитивных качеств личности, основанных на нормах морали и общечеловеческих ценностях.
Работа по созданию условий для функционирования на базе учреждения детских и молодёжных общественных организаций, укреплению их авторитета, увеличению численности ведется в сотрудничестве с районным комитетом ОО «БРСМ», районным советом ОО «БРПО», администрацией учреждения, классными руководителями.
В школе функционируют:
- ОО «БРПО», в состав которой в минувшем учебном году входило 439 учащихся 2-11 классов (129 октябрят 2-4 классов, 310 пионеров 5-11 классов);
- п/о ОО «БРСМ», которая в прошлом году состояла из 120 учащихся 9-11 классов (75%), в нынешнем году только 69 учащихся 9-11классов (58%)
В работе ДОО соблюдается принцип преемственности. Члены БРПО по достижению 14-летнего возраста вступают в ряды БРСМ.
Пионеры и члены первичной организации БРСМ участвуют как в традиционных мероприятиях, так и в новых конкурсах, акциях:
- сборы пионерской дружины;
- учеба пионерского актива;
- шефство над могилами воинов-интернационалистов;
- экскурсии;
- тожественные пионерские линейки;
- Вахта Памяти на Кургане Славы и Аллее Славы в праздничные дни.
- чемпионаты по интеллектуальным играм;
- конкурс-выставка плакатов «Мир без СПИДа», «Вместе против наркотиков!»;
- новогодние театрализованные постановки;
- игры КВН среди учащихся 10 – 11 классов.
- акция «Здравствуй, школа!», «Доброе сердце» и др.
Также принимали активное участие в районных и областных мероприятиях:
- благотворительная акция «Чудеса на Рождество»;
- акция «Ты один из нас», «Я - гражданин РБ»;
- акция «Пасхальный подарок»;
- работа Молодежного Парламента
Будущее за молодежью... Это участие наших ребят, представителей районного молодежного Парламента, в заседании депутатов местных Советов депутатов базового уровня Могилевской области по выборам членов Совета республики Национального собрания РБ шестого созыва. Итоги нашей работы:
- в конкурсе «Лидер 2016» Ишанова Катерина заняла 1 место;
- акции РО ОО «БРСМ» «За любимую Беларусь!»;
- акции БРСМ «Пасхальный подарок»;
- в районном конкурсе патриотической песни Самойлова Карина заняла 2 место;
- в районном смотре-конкурсе пионерских символов и ритуалов 1 место;
- в районном этапе республиканской акции «Подружись со спортом» (с целью повышения значимости олимпийской культуры в формировании мировоззрения учащейся молодёжи; выявления и распространения перспективных форм и методов работы с учащейся молодёжью) в номинации «Рисунок» Зуйкова Дана 5 «А» класс, Юдина Валерия 4 «А» класс были отмечены ценными призами;
- на районном туристическом слёте учащихся 2 место в конкурсе патриотической песни и 2 место в конкурсе газет.
С целью выявления и поддержки талантливых и творчески работающих лидеров детских общественных объединений, формирования чувства гражданской активности проводится конкурс «Лидер». Учащаяся 9 класса Ишанова Катерина стала участником областного конкурса.
С целью формирования духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры подрастающего поколения был проведён районный смотр-конкурс пионерских агитбригад «Зажги костёр добра», где агитбригада нашей школы заняла 1 место. В районном конкурсе КВН команда школы так же была лучшей. В этом году наши ребята активно сотрудничают в акциях совместно с РОЧС. Была организована экскурсия для учащихся десятых классов в районный отдел по чрезвычайным ситуациям. Команда школы приняла участие в областном турнире КВН «Юные спасатели шутят» и была отмечена дипломом.
В учреждении члены п/о БРПО участвовали в интеллектуальных конкурсах. Была организована встреча учащихся 11 класса с представителями следственного комитета в рамках профориентационной работы.
Волонтёры участвуют в акциях «Молодёжь за ЗОЖ!», «Молодёжь против ВИЧ/СПИДа», участвуют в проектах, направленных на развитие молодёжной инициативы.
В учреждении создана и действует динамичная сеть детского движения, позволяющая каждому ребёнку реализовать свой творческий и коммуникативный потенциал, сформировать свою активную жизненную позицию полноправного члена нашего общества. Однако, классным руководителям следует всё же планировать свою работу с классным коллективом с учётом запросов общественных организаций, проводить пропагандистскую работу с родителями и детьми в данном направлении.
Клуб «Партачы» (руководитель Н.Н. Домосканова), которому уже более десяти лет, вырос из кружка с одноименным названием. Причем, практически на протяжении нескольких лет менялся профиль деятельности от игрового кружка исторической направленности к клубному объединению. Понимая, что наиболее важным звеном в цепи гражданско-патриотического воспитания является воспитание на боевых традициях народа, где немало примеров для восхищения и подражания. Это программа - «Их именами названы…». Данная программа составлена с целью изучения истории названий улиц, названных именами кричевлян, участников Великой Отечественной войны или тех, кто отличился в боях за Кричев. Программа участвовала в республиканском конкурсе авторских программ, где была отмечена.
2016 год был объявлен Годом культуры. В учреждении проводилась целенаправленная работа по выполнению плана мероприятий Кричевского райисполкома по проведению в 2016 году Года культуры.
В рамках мероприятий, посвященных Году культуры, была организована интересная и познавательная экскурсия в один из древнейших городов Беларуси. Яркими красками расцвел старинный город Мстиславль. Наши ребята и педагоги посетили историко-археологический музей, Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь - старейшую православную обитель Могилевщины. Побывали на знаменитой Замковой горе, у церкви Александра Невского и у памятника первопечатнику Петру Мстиславцу. Так же была организована тематическая экскурсия ко Дню города для учащихся начальных классов.
К 125-летию со дня рождения Максима Богдановича среди учащихся 8-10 классов прошел конкурс на лучшую фэст-презентацию “ПадзоркайБагдановіча”.
Педагоги нашего учреждения входят в состав участковых избирательных комиссий (Богданова Е.В., Устиненко И.В., Асмоловская Н.Н.), в состав инициативной группы по сбору подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь включена Манченко Е.А.; Дворников Д.С. выдвинут наблюдателем на Лобковичском избирательном участке для голосования № 22.
Работа с детьми и молодежью в области формирования патриотизма является актуальной в настоящее время. Гражданско-патриотическое воспитание занимает центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов- есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов своей страны
Учащиеся и педагоги нашего учреждения – это творческие, активные, инициативные и талантливые люди. А стабильные высокие результаты говорят о целенаправленной и систематической работе нашего учреждения.