Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - СШ №8 г. Кричева
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Приглашаем посетить наш фитнес-центр. Тренажерный зал с 16.00 - 21.00 - 3р.05 коп. / Бассейн с 16.00-20.30 - 3р.42 коп. / Посещение сауны (1 час)-24.65 коп.!

Разделы сайта

Новости учреждения

21.11.2024

Учащиеся старших классов стали участниками информационной акции "Актуальные вопросы профилактики ВИЧ".

Читать далее »
15.11.2024

Урок истории в историческом музее.

Читать далее »
14.11.2024

В учреждении состоялась информационная встреча с подрастающим поколением на тему «Президентская Республика».

Читать далее »
12.11.2024

"Сохраним наше зрение!"

Читать далее »
08.11.2024

Мы познаём .

Читать далее »
Архив новостей

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.

                                                      Голубева Ж.В.,учитель начальных классов

  «Всякая благородная личность глубоко 
осознает свое кровное родство, 
свои кровные связи с Отечеством». 
В.Г. Белинский 

          Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. В настоящее время заметно возрос интерес ученых и педагогов к проблеме патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном уровне. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, ее национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины. Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы организации воспитательного процесса.

         Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;
  • тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;
  • торжественные линейки, уроки Мужества,
  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;
  • просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;
  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;
  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;
  • встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;
  • социальные акции, операции;
  • работа с детскими общественными организациями.

         Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию

         Вся работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, ведётся по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление– система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по курсу «Человек и мир». Учащиеся посещают краеведческий музей, городскую библиотеку, встречаются с ветеранами Великой Отечественно войны, принимают участие в праздниках, посвященных 23 февраля, в конкурсе стихов, посвященных Дню Победы. В классах проводятся тематические классные часы «Улицы нашего микрорайона», «СлавутыяіменыБацькаўшчыны», заочное путешествие «Старажытная Беларусь» и др. Детьми были подготовлены выступления по темам: «Легенды моей земли», «Старинные замки Беларуси», «Беларусь – центр Европы»

         2. Гражданско-патриотическое направление - основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.

По этому направлению проводились беседы, информационные часы «Конституция Беларуси и права человека», «Символы страны», «Национальные праздники Беларуси», «Ответственность и право». Учащиеся участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин Беларуси», участвовали в обсуждении проблемной ситуации «Сколько «Я» у человека» (человек как член семьи, школы, гражданин города, Республики), принимали участие в конкурсе «Пословицы и поговорки - богатство нации».

         В ходе организации процесса формирования гражданственности учащихся широко используются возможности учебных предметов.

Содержание и организация уроков математики предоставляют большие возможности для реализации задач воспитания гражданственности учащихся начальных классов. На занятиях воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину; формируется хозяйственное отношение к общественной и личной собственности, обращается внимание школьников на такие проблемы, как состояние общественного транспорта, лифтов в многоэтажных домах, остановочных пунктов, оборудования дворовых детских площадок и т. д.

         Формированию гражданских качеств младших школьников на уроках математики способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о Республике Беларусь, растительном и животном мире и т. д., использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок .

Большое значение имеет анализ содержания задач, в условии которых имеются сведения о нашей Республике, городе, микрорайоне.

         3.Литературно-музыкальное и художественное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки литературного чтения.

          В первую очередь, помогают в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины.

На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

         Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, белорусские народные песни, сказки).

         Изучение белорусского языка и литературного чтения способствует воспитанию любви и уважения к родному языку, гордости за свой народ, республику. Воспитание гражданственности осуществляется через ознакомление учащихся с родным языком, мифологией, историей и традициями белорусов. С этой целью мною широко используются воспитательные возможности содержания изучаемых текстов и упражнений, которые представлены в учебниках по белорусскому языку и чтению, а также в дополнительных, специально подобранных материалах.

         На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с литературным творчеством русских, зарубежных и белорусских авторов, учатся находить общее в укладе жизни славянских народов, узнают об особенностях быта жителей других стран, что способствует формированию чувства патриотизма, интернационализма, культуры межнациональных отношений, толерантности. Большие возможности для формирования гражданских качеств младших школьников предоставляют уроки чтения.

         Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают учащимся понять и оценить гражданские поступки людей, знакомят с понятиями справедливость, честность, товарищество, дружба, гражданственность.

         Отбор книг для внеклассного чтения учащихся осуществляется в соответствии с «критерием гражданственности», состоит в «соотнесении идейного содержания художественного произведения идеалам воспитания всесторонне развитой личности гражданина

         4.Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, учащиеся разучивают белорусские народные игры «У мядзведзя на бары», «Гуся», «Казёл», «Ноч i дзень», «У вераб'я», «У Бабу-Ягу», «Адгадай, хто» и др., с удовольствием участвуют в «Веселых стартах».

         5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акциях «Отходы в доходы» (сбор макулатуры), изучают лекарственные растения своего края. Ученики участвовали в акции «Поможем пернатым друзьям» (вывешивали кормушки в школьном дворе).

         6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

Мальчики оказывают помощь в ремонте школьной мебели. Ребята участвуют в операциях «Уют», «Хозяева класса» «Доброе дело». Активное участие в общественно полезном труде развивает отзывчивость, умение замечать, кому нужна помощь, оказывать ее, формирует у ребенка патриотическую гражданскую позицию, т.е. понимание того, что ты в ответе за то, что происходит вокруг.

         7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

         Были проведены классные часы «Моя семья», «Я – продолжатель своего рода», «Семья – основа государства», «Мой дом».

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

         Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

В настоящее время уже существует разработанный специально для младших школьников специальный курс занятий «Мое Отечество». Основными целями данного курса являются патриотическое воспитание учащихся на лучших традициях национальной культуры; расширение духовного кругозора младших школьников, создание условий для развития творческой личности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю.

         Рекомендованной при проведении занятий по курсу «Мое Отечество» книгой учителю является «Беларусь - наша Радзіма. ПадарунакПрэзідэнтаРэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкіпершакласніку», в которой красочно представлены история, культура, традиции белорусского народа. Также можно рекомендовать книгу «На парозеграмадзянскагасталення: методыкаарганізацыіграмадзянскагавыхаваннявучняўпачатковыхкласаў». В ней раскрыты цели, задачи и содержание гражданского воспитания младших школьников, представлены методические материалы для проведения занятий по курсу «Мое Отечество».

         Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. 

В заключении можно прийти к выводу в том, что возрастные особенности младших школьников играют важную роль в воспитании и формировании качеств патриотизма у детей младшего школьного возраста. Но при этом следует дать каждому младшему школьнику реальные возможности принять активную позицию при организации коллективной деятельности: для определения ее цели, планирования, поиска способов и средств ее выполнения, анализа и оценке результатов. Умелая и обдуманная организация общих дел, при выполнении которых младшие школьники могут проявить себя, является хорошей школой воспитания таких качеств, как: социальная активность, гражданственность, а в конечном итоге — патриотизм.