Работа педагога дополнительного образования по формированию духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры учащихся - СШ №8 г. Кричева
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Приглашаем посетить наш фитнес-центр. Тренажерный зал с 16.00 - 21.00 - 3р.05 коп. / Бассейн с 16.00-20.30 - 3р.42 коп. / Посещение сауны (1 час)-24.65 коп.!

Разделы сайта

Новости учреждения

29.04.2024

В рамках тематической недели по профилактике насилия, жестокого обращения с детьми, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в период с 22 по 27 апреля 2024 года

Читать далее »
26.04.2024

В учреждении в период с 18 по 27 апреля 2024 года в рамках  республиканской декады общественно-патриотических дел «Чернобыль. Сохраняя память...» прошли мероприятия:

Читать далее »
25.04.2024

В рамках республиканской акции «Безопасность на воде-повсеместно и везде!» с участием сотрудника ОСВОДа в интерактивно-диалоговом формате прошло мероприятие для учащихся 5-х классов.

Читать далее »
16.04.2024

Национальный детский технопарк - место, где молодые умы погружаются в мир науки и технологии, превращая обучение в увлекательное приключение.

Читать далее »
12.04.2024

В учреждении прошёл Единый урок, посвященный Дню Космонавтики. Формат проведения урока-творческая беседа.

Читать далее »
Архив новостей

Работа педагога дополнительного образования по формированию духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры учащихся

Работа педагога дополнительного образования по формированию духовно-нравственной и гражданско-патриотической культуры учащихся

Домосканова Н.Н.,педагог дополнительного образования

 

   Приоритетная педагогическая задача наших дней – воспитание гражданина с внутренней патриотической, гуманистической позицией и осознанием того, что он на своей земле, в своем государстве, что он востребован в собственной стране, ответственен за ее судьбу, развитие и процветание и может принести ей максимальную пользу, имеет возможность для собственной реализации. В связи с этим одним из основных направлений идеологической и воспитательной работы нашей школы является  гражданско-патриотическое воспитание.

Вот поэтому воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения является сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В Кодексе Республики Беларусь «Об образовании», Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и молодёжи в Республике Беларусь отражён социальный заказ на воспитание юных граждан страны.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Учащиеся школы  посещают кружки разного направления. И особенность кружков исторического и краеведческого направления ставят своей основной целью гражданско-патриотическое воспитание.  Эта цель достигается разнообразными формами и методами патриотического воспитания учащихся. Среди них:  воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил; историко-краеведческая работа (Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ); формирование правовых знаний (Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.);воспитание на культурных традициях народа (На кружках через массовые мероприятия или образовательный компонент занятий изучается история страны, жизнь и творчество известных людей района, области, государства.) .

Педагоги  дополнительного образования в работе опираются на программный материал, соответствующий направленности объединения. Главными инструментами патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей и подростков служат проектная, исследовательская и волонтерская деятельность, творческие конкурсы, патриотические мероприятия, праздники и иные формы активизации молодежи.

В нашей школе уже более 10 лет работает краеведческий  клуб «Портачи». Он вырос из исторического кружка.

Работа осуществляется по программе,  утверждённой Министерством образования. Последние два выпуска клуба и в данном учебном году клуб работает по моей авторской программе «Их именами названы». Данная  программа принимала участие в республиканском конкурсе программ и была внесена в список рекомендованных в методическом письме программ.  Причем каждый этап работы видоизменяется, но имеет общие черты. Вначале были изучены улицы, названные именами участников Великой Отечественной войны, и подготовлен материал для использования во внеурочной деятельности.

На втором этапе эта же работа была продолжена но  итогом уже был цикл видеоэкскурсий   по этим улицам и  жителям данных улиц в почтовых ящиках была предложена информация  о судьбе того, чьим именем названа их улица.

Кроме того, в прошлом  году, готовясь к юбилею города, совместно с райисполкомом было организовано движение исторического автобуса. Это автобус 7 «а» . Он на своём борту несёт информацию о происхождении города, о кричевском замке, о героях Советского Советского Союза, кричевлянах. Также в радио этгт автобуса записан материал -  объявление остановок города с исторической справкой.

На данном этапе  мы изучаем основные события истории  нашего города и готовим краткие мини-рассказы для учащихся начальной школы.

Вся эта работа сопровождается изучением истории  города, а,как говорил известный русский историк В.Ключевский  гражданином может  стать, лишь тот, кто знает историю своей страны. 

Таким образом, можно утверждать, что ребята, члены клуба, получая знания по истории Кричева,  становятся патриотами своего города. Они просто по-другому начинают смотреть на наш город, да и на историю всей страны в целом. Следует сказать,  что когда ребята распространяют информацию в социуме,  они  горды тем, что что-то знают, и стараются рассказать тем,  с кем сталкиваются  что-то большее, чем написано в листовке. Это дополнительное доказательство того, что их гражданская позиция формируется  через знания  к убеждениям.

Таким образом,  основными  чертами характера гражданско –патриотического воспитания подростков выступают зрелость, полнота, сила, твёрдость, уравновешенность, моральная зрелость, определённость. значит, патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.  И я уверена, что только  только имеющий гордость за свой город человек сможет  написать подобный рассказ.

                                 «   Приходили злы татары…»

Ранее утро 1269 года. Просыпается посад у Замковой горы. По улицам пастухигонят стадо ещё сонных коров, ремесленники открывают свои мастерские. А кузнец уже работает, из кузни слышится звон металла. Пахнет сеном, росой и цветами. Но вот ветер принес запах гари и женские крики.  И почти сразу же по улице в замок, словно вихрь, проскакал всадник. Он так  летел, что никто не смог даже рассмотреть этого человека.  А в замке уже тревожно загудел колокол и раздался  скрип опускаемого замкового моста. И отряд замковых всадников проскакал  в сторону той окраины, которую в Кричеве называли Погорянью.  На улицы высыпал  посадский  люд. «Татары, татары, татары»-  пронеслось в толпе. Перекрикивая толпу, прозвучал голос кузнеца: «Женщины, старики, дети- быстрее прячьтесь в замке. Мужчины, хватайте оружие и бежим на Погорянь».  Вскоре в разные стороны потянулись две процессии. Одна в замок, другая в противоположную сторону, туда, где виднелись всполохи пожаров,  и откуда несло гарью. Недолго шёл отряд кузнеца Ивана, ведь Кричев тогда был небольшим средневековым городом. Мужчины несли мечи, а многие были вооружены вилами, косами, топорами. Ведь они шли защищать свои семьи, свои дома, жизни своих родных и близких, даже ценой собственной жизни.

Чем ближе подходил отряд к месту, куда прорвались татары, тем явственнее слышался шум боя. Горожане подоспели вовремя. Замковые воины нуждались в подмоге. Мужики, вооружённые мечами  быстро влились в ряды, отражающих нападение татар. Косам, вилам и топорам также нашлась новая работа. В руках патриота это грозное оружие.

И татары повернули назад.

Неоднократно пытались захватить татары древний Кричев. Ведь до сих пор, одна из частей города называется «Погорянь». Но кричевляне всегда вставали на пути захватчиков. И до наших дней дошла вот эта песня:

Падымалiсьчорныхмары,

Неба  пакрывалi.

Прыходiлi злы татары -

ПадКрычавам сталi.

Запалiлi стары Кычау, -

Канцы запылалi…

Наш Iвашкападымауся,

Людзi  у рады устал i.

Палiласякроу, змяшалась,

Зчорнаюзямлёю.

Злы татары падалiся,

Уцякацьгурбою…

 

 УВАЖАЕМЫЕ   ЗЕМЛЯКИ !   ВЫ   ЖИВЁТЕ   НА  УЛИЦЕ.     СМОЛЯКОВА

 

Абрам Ефимович Смоляков

Дата рождения

25 мая 1908

Место рождения

Могилевская губерния,Российская империя; нынеКричевский район Могилёвской областиБелоруссия

Дата смерти

3 октября 1943 (35 лет)

Место смерти

Каневский район (Черкасская область)

Принадлежность

 СССР

Род войск

артиллерия

Годы службы

19301943

Звание

майор

Часть

1177-й истребительно противотанковый артиллерийский полк

Должность

заместитель командира полка

 

С июня 1941 года на фронте. Заместитель командира 1177-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка по политической части.. 30 сентября 1943 года в районе севернее Канева наши стрелковые подразделения форсировали Днепр и захватили плацдарм. Начались танковые контратаки противника. На плацдарм был переправлен 1177-й полк. Заняв позиции в боевых порядках пехоты, он успешно сражался с вражескими танками. Ожесточенные бои разгорелись 3 октября. Артиллеристы понесли большие потери, около многих орудий осталось по 1-2 человека. Тогда к пушкам стали офицеры. В одной из батарей рядом вели огонь по танкам командир полка подполковник Шалимов и его заместитель по политической части майор Смоляков. Оба погибли в бою, но плацдарм был удержан.Указом от 24 декабря 1943 года А. Смоляков за этот бой      УДОСТОИН  ЗВАНИЯ  ГЕРОЙ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА