Роль классного руководителя в формировании гражданско-патриотического воспитания учащихся
Шумилина Г.М.,классный руководитель
Формирование гражданских и патриотических качеств личности учащихся, воспитание у них активной жизненной позиции - одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.
У всех педагогов одна цель – учить, развивать, воспитывать, но все идут к ней разными путями. Я считаю, что гражданско-патриотическое воспитание должно рассматриваться в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, реализовываться через различные формы учебно-воспитательного процесса, а именно:
через учебные предметы (окружающий мир, история, литература и др.);
через систему факультативных занятий;
через воспитательную деятельность.
Воспитательная работа в классе была организована согласно плану работы школы и осуществлялась по следующим направлениям: гражданско-патриотическому, трудовому, экологическому, нравственно-правовому.
В работе с классом особое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Под патриотическим воспитанием подразумевалось формирование у учащихся любви к родному краю, стране, природе, национальной и самобытной культуре, а также формирование у учащихся чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству.Работа по гражданско-патриотическому воспитанию (а это работа не одного дня)была организована в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры,
быта, традиций Отечества.
III этап. Изучение символов государства.
На первом этапе проводились тематические часы общения: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты нашей семьи», «Бабушки и дедушки нашей семьи», «Дедушкин альбом». Детям предлагалось отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Такая работа невозможна без участия родителей. Час общения, посвященный Дню Матери, который проводили совместно с классным руководителем Кочегаровой И.В., позволилнам, классным руководителям, создать условия для воспитания гражданско-патриотического сознания и развития духовно-нравственного потенциала учащихся.Фактором развития патриотических чувств стала целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживал гордость за Мать, близких, свою семью.
На втором этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Часы общения «Мой край », «Символы нашего края», «Край любимый», «Моя малая Родина» частично выстраиваются на знаниях о своём родном городе, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.
На третьем этапе дети готовы воспринимать более сложный материал. Это часы общения о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна – Беларусь», «О гербе, флаге и гимне», «Минск – столица нашей Родины. Дети изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины. Популяризация среди школьников государственных символов является важнейшей составляющей в воспитании гражданственности и патриотизма. Обращение к символам государства способствует формированию у школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие класса в акциях «Помощь ветерану», «Письмо солдату».
Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа, родного края.
«Каков результат работы? Чем гордятся дети?»- спросите вы.(зачитать цитаты из сочинений).
Эту работу я продолжила и в 10 классе. Так, в первом полугодии в 10 «А» классе были проведены следующие мероприятия:
Урок «Нам мир завещано беречь» (цель: формирование гражданственности и патриотизма, воспитание у детей чувства гордости за нашу страну и ее героев); тематический час общения «Деньбелорусскойписьменности в г. Рогачёве» (цель: пропаганда лучших традиций белорусской культуры); ко Дню города (880 лет) конкурс-выставка рисунков «Кричев – наш город!», час общения «Летопись малой родины продолжается…»; участие в инсценированном представлении на стадионе «Сож-2002», посвящённое 73-й годовщине освобождения города (цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за своих земляков).Были проведеныинформационные часы «Беларусь: факты, события, люди», « Счастливое детство» (цель: воспитание чувств гражданского и правового сознания у учащихся);тематический инф. Час «Негаснущий свет Октября», посвященный Дню революции (цель: развитие интереса к истории страны) и многое другое.Активная гражданская позиция учащихся класса проявлялась не только в душевных переживаниях за судьбу Родины, но и в реальных делах. Учащиеся посетили краеведческий музей, с Богдановой Е. В.были приглашены на презентацию книги А.С. Болдовского "Пыль афганских дорог", в которой собраны материалы о судьбе людей, вернувшихся домой из Афганистана. Ребята участвовали в Фэст-прэзентацыi «ПадзоркайБагдановіча», в многочисленных благотворительных акциях (помощь малообеспеченным семьям; помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов; поздравление ветеранов труда), оказывали помощь в проведении акции "Не прожигайте свою жизнь", которая проводилась в Могилевской области, посетили отдел МЧСсовместнос10«Б»классом.
Благодатное поле деятельности по воспитанию гражданина мне, классному руководителю, открывается на уроках русской литературы.Художественная литература содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Произведения классиков обладают воспитывающим потенциалом. Яркими примерами активной гражданской позиции могут служить поступки, а иногда и вся жизнь, многих поэтов и писателей. Об этом мы говорим на одном из уроков, изучая творчество Н. А. Некрасова. В стихотворении «Поэт и гражданин» - эстетической декларации Некрасова – учащиеся находят драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Учитель должен понимать, как важно это напутствие для формирования человека-гражданина.
Большую возможность для воспитания гражданственности и патриотизма дает роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого. На уроке мы сравниваем исторические события 1805 и 1812 года. Ребята используют цитаты из текста о боевом настроении народа в сражении под Аустерлицем 1805 года и о Бородинском сражении 1812 года. Сравнивая данные эпизоды, учащиеся приходят к мысли, что при Бородинском сражении народ был объединен одной целью – защитить Родину от врагов. Во время Аустерлицкой кампании народ был разрознен, не было единства – это и является причиной поражения. Тема единения нации в борьбе против зла как никогда актуальна в борьбе с терроризмом. Во время изучения романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева можно задать проблемный вопрос: «В чем схожесть идеи «нигилизма», которую проповедует главный герой Евгений Базаров, и идеи «фашизма», «исламизма», затронувшие весь мир»? Для того чтобы ученики смогли ответить на данный вопрос, учитель заранее просит подготовить сообщения об этих явлениях. Ребята приступают к дискуссии после выступления учащихся.В воспитании гражданско-патриотических чувств большую роль играют такие произведения, как «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, поэзия А.Т.Твардовского, Б.Л. Пастернака, А.А.Ахматовой, С.А.Есенина и другие. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкаммогут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личностьи как гражданина с большой буквы.
Таким образом, содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства.