Программа
«Одаренные дети»
государственного учреждения образования
«Средняя школа №8 г.Кричева»
на 2020-2025 годы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Концепция работы с одарёнными детьми.
3. Цели и задачи программы
4. Принципы программы
5. Основные направления работы
6. Стратегия работы с одаренными детьми
7. Формы работы с одаренными учащимися
8. Кадровое обеспечение программы
9. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
10. Этапы реализации
11. План мероприятий по выполнению программы «одаренные дети» на2020-2025 г.г.
12. Ожидаемые результаты
Пояснительная записка
Программа "Одаренные дети" на 2020 - 2025 разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 7 декабря 2009 года "Об основах государственной молодежной политики" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 300, 2/1617), а также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь (28 марта 2016 г. № 250) «Об утверждении государственной программы "Образование и молодежная политика" на 2020 - 2025 годы».
Программа работы с одаренными детьми разработана с учетом существующей в школе системы педагогического содействия развитию одаренности обучающихся. Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели ГУО «Средняя школа №8 г.Кричева». Анализ участия учащихся школы в различных конкурсах, смотрах, районных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний. Данная проблема стала темой обсуждения педсоветов, психолого-педагогических семинаров ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».
Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.
2.Концепция работы с одарёнными детьми
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как личности, способной, реализуя свои индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
К группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3) испытывают радость от умственного труда.
Для одарённых детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определённом этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одарённости.
Можно условно выделить 3 категории одарённых детей:
1) дети с необыкновенно высоким общим уровнем развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2) дети с признаками специальной умственной одарённости – одарённости в определённой области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
3. Цель и задачи программы
Цель программы состоит в определении стратегии, принципов педагогического и психологического взаимодействия в работе по раннему выявлению, поддержке и развитию одаренных и талантливых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями и запросами современного общества.
Задачи:
Функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей.
Раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно- исследовательской деятельности.
Выстраивание целостной системы работы с одарёнными детьми.
Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
4. Принципы программы
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения. В работе с этой категорией детей наш педагогический коллектив будет руководствоваться следующими принципами.
1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.
2. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
4. Поддержание интереса, любознательности.
5. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.
6. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.
5.Основные направления работы
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
6.Стратегия работы с одаренными детьми
I. Диагностика
1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.
2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 9 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренных детей
1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
4. Привлечение творческих учителей, родителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие интеллектуальных и творческих способностей
1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.
2. Проведение школьных олимпиад.
3. Введение широкого круга разнообразных по тематике курсов; объединений по интересам, факультативных занятий.
IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам –
медалистам, победителям и призерам олимпиад.
2. Публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, торжественные собрания).
3. Отправление благодарственных писем родителям.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
7.Формы работы с одаренными учащимися
- групповые занятия с высокомотивированными учащимися;
- факультативные занятия;
- объединения по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные игры, марафоны;
- стимулирующие занятия;
- консультирование обучающихся в заочных школах;
- участие в олимпиадах;
- работа с одаренными по индивидуальным планам.
8.Кадровое обеспечение программы
Информационное обеспечение
1. Нормативно-правовое обеспечение:
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
Организационно-методическое обеспечение
1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
2. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
3. Мониторинг работы системы.
10. Этапы работы
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2020-2022 годы):
- пополнение банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
2 этап: деятельностный (2020-2025 годы)
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Активное использование метода проектов.
- Проведение выставок детского творчества.
3 этап: констатирующий (2024-2025 годы)
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
11.Ожидаемые результаты
1. Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук.
2. Сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
3. Укрепление методической базы по работе с одаренными детьми.
4. Повышение качества образования и воспитания школьников.
5. Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей учащихся
6. Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. Диагностика одаренных детей Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы. |
Ежегодно |
Вацуро Л.М., педагог-психолог, Емельяненко Т.В., Шаповалова А.С. зам. директора по УР |
2.Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление |
Ежегодно |
Руководство школы |
3.Организация патронажа между способными учащимися и учителями- предметниками |
Постоянно |
Руководство школы |
4.Организация психолого- педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых ребят |
Постоянно |
Руководство школы |
5.Расширение сети курсов по выбору с учетом способности и запросов учащихся |
Ежегодно |
Руководство школы |
6.Организация и проведение школьного этапа олимпиад. |
октябрь, январь |
Руководство школы |
7.Участие в районных, республиканских олимпиадах |
декабрь, январь, март |
Руководство школы |
8.Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми |
Постоянно |
Емельяненко Т.В., Харкевич Н.В., зам. директора по УР |
9.Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. |
январь,2021 |
Руководство школы |
10.Участие в международных конкурсах «Буслик», «Зубренок», «Синица» и тд. |
Ежегодно |
Харкевич Н.В., зам. директора по УР |
11.Участие в интернет-олимпиадах и конкурсах |
Постоянно |
Руководство школы |
12.Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей учащихся |
Май |
Кравченко И.Н. зам. директора по ВР |
13. Организация районных интеллектуальных игр Клуба «Версия» |
Постоянно |
Маховик Е.С., руководитель Клуба |
14.Проведение предметных недель |
Ежегодно |
Руководство школы |
15.Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми |
Ежегодно |
Руководство школы |
16. Подготовка аналитического отчета |
сентябрь – декабрь, 2025 |
Емельяненко Т.В., зам. директора по УР |
17.Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. |
Постоянно |
Емельяненко Т.В., зам. директора по УР |