Экоурок «Хранители воды» - СШ №8 г. Кричева
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Приглашаем посетить наш фитнес-центр. Тренажерный зал с 16.00 - 21.00 - 3р.05 коп. / Бассейн с 16.00-20.30 - 3р.42 коп. / Посещение сауны (1 час)-24.65 коп.!

Разделы сайта

Новости учреждения

29.04.2024

В рамках тематической недели по профилактике насилия, жестокого обращения с детьми, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в период с 22 по 27 апреля 2024 года

Читать далее »
26.04.2024

В учреждении в период с 18 по 27 апреля 2024 года в рамках  республиканской декады общественно-патриотических дел «Чернобыль. Сохраняя память...» прошли мероприятия:

Читать далее »
25.04.2024

В рамках республиканской акции «Безопасность на воде-повсеместно и везде!» с участием сотрудника ОСВОДа в интерактивно-диалоговом формате прошло мероприятие для учащихся 5-х классов.

Читать далее »
16.04.2024

Национальный детский технопарк - место, где молодые умы погружаются в мир науки и технологии, превращая обучение в увлекательное приключение.

Читать далее »
12.04.2024

В учреждении прошёл Единый урок, посвященный Дню Космонавтики. Формат проведения урока-творческая беседа.

Читать далее »
Архив новостей

Экоурок «Хранители воды»

Презентация "Хранители воды"

Цель занятия — сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам нашей планеты в целом и своей страны, в частности, а также научить их беречь воду в повседневной жизни.

Оборудование

• Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для

демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)

и видеоролика.

• Аудиоколонки для воспроизведения звука при демонстрации

видеоролика, встроенного в презентацию.

• 3 листа формата А3 или листы ватмана А2, разрезанные наполовину

(по 1 листу на группу) для выполнения творческого задания.

• 6–9 маркеров или фломастеров (по 2–3 фломастера или маркера на

1 группу) для выполнения творческого задания.

• Фотоаппарат или телефон с фотокамерой (могут быть задействованы

телефоны учеников).

• Компьютер либо мобильный телефон с выходом в интернет для

отправки фото с урока в социальные сети. Можно загрузить фото

на уроке с телефонов учеников, либо сделать это после урока.

• Раздаточный материал по числу учеников — покетмоды (карманные

книжечки) с простыми эко–шагами (см. Приложение 2).

• 3–6 ножниц для складывания покетмодов в 3–4 группа

ПЛАН УРОКА

Продолжительность урока — 40 минут.

Урок состоит из 3–х взаимосвязанных блоков.

1. БЛОК ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ.

Демонстрация презентации «Хранители воды», которая сопровождается рассказом учителя и вопросами к ученикам.

Презентация включает в себя 4 тематических блока:

• Введение. Есть ли жизнь без воды?

• Водные ресурсы мира и стран СНГ.

• Проблемы с водой и их причины.

• Кто и как решает водные проблемы (государство, бизнес, общество).

Общее время на демонстрацию презентации — 15 минут.

2. ПРАКТИКУМ В ФОРМЕ ИНТЕРАКТИВНОГО УПРАЖНЕНИЯ

В МАЛЫХ ГРУППАХ

Цель упражнения — предоставить возможность ученикам, работая в  команде, придумать и представить в творческой форме те повседневные шаги, которые помогают сберечь воду, и те, которые, напротив, приводят  к напрасной трате воды.

Общее время на выполнение интерактивного упражнения — 20 минут.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Изготовление покетмода (карманной книжки), посвящение в «Хранители  воды».

В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.

Общее время на закрепление материала — 5 минут

 

 

 

Ход урока

1. БЛОК ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ

Содержание блока:

 Демонстрация готовой презентации «Хранители воды», которая сопровождается рассказом учителя.

Необходимые материалы:

• Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint (см. Приложение 1)  и видеоролика.

• Аудиоколонки для воспроизведения звука при демонстрации

видеоролика, встроенного в презентацию.

В течение 15 минут учитель демонстрирует презентацию и комментирует её. Готовую презентацию «Хранители воды» для демонстрации в формате PowerPoint Вы найдете в Приложении 1.

Рекомендуемые короткие устные комментарии к каждому слайду вы найдете в Приложении 2 в конце данного методического гида. Комментарии прописаны с учётом времени, которое отведено для данного тематического блока.

Презентация включает в себя несколько тематических блоков. В данном блоке она демонстрируется до слайда №27, последующие слайды демонстрируются в следующих блоках.

Рекомендации по распределению времени на каждый тематический блок в ходе демонстрации презентации

• Введение. Есть ли жизнь без воды? 2 минуты.

• Водные ресурсы мира и стран СНГ. 5 минут.

• Проблемы с водой и их причины. 4 минуты.

• Кто и как решает водные проблемы: государство, бизнес, общество. 4 минуты.

Обратите внимание, что в презентации есть ряд вопросов, адресованных ученикам для обсуждения. Они направлены на то, чтобы стимулировать интерес и воображение учеников, удерживать внимание и более эффективно закреплять пройденный материал.

Рекомендация ведущему: уделять обсуждениям вопросов не более 1 минуты, чтобы успеть дать ученикам весь запланированный объем информации и выполнить все запланированные активности и задания.

Подстрочный текст учителя       (под теми слайдами, где он требуется)

СЛАЙД 2

Ребята, сегодня нас ждет необычный урок! Вместе с героиней Капой мы отправимся в увлекательное путешествие по миру воды. Казалось бы,  вода — это что–то очень простое и привычное. Но на самом деле, это  огромное чудо, которое нужно беречь и защищать. Мы узнаем о воде   много нового и удивительного, и даже сможем сами стать Хранителями  воды. Вы готовы?

СЛАЙД 3

Во всей Солнечной системе лишь на Земле есть жидкая вода.

За пределами Солнечной системы есть почти 2000 планет, известных науке.

В отличие от нашей родной Земли, большинство из них совершенно  непригодны для живых существ: одни раскалённые, другие холодные,  третьи состоят из газа... На миллиарды световых лет вокруг нас лишь десяток планет имеют шансы на зарождение жизни.

Обязательным условием этого прекрасного события является наличие  жидкой воды.

СЛАЙД 4

Вся вода, которая есть на Земле, появилась в глубокой древности. Её количество уже никогда не увеличится.

Более 70% поверхности нашей Земли покрыто водой. Но на целых 97% вся эта вода — солёная.

Лишь 3% воды является пресной. Но 2/3 из них скованы в ледниках и полярных льдах. Такую воду тоже нельзя пить и использовать для нужд человека.

Таким образом, всего 1% воды на нашей планете пригоден для питья!

Мы с вами состоим из воды почти на 70%. При этом мы можем жить без воды всего от 2 до 10 дней! Потеря 20% воды в нашем организме приводит к смерти.

СЛАЙД 5

Что же такое вода в нашей повседневной жизни, сколько «стоит» это сокровище? Знаете ли вы, сколько воды уходит на обычную чашку кофе?

Давайте попробуем догадаться, а Капа нам в этом поможет!

Учитель задает вопросы, дети догадываются и потом учитель дает ответ(всплывает информация):

Чтобы приготовить чашку кофе, нужно 140 литров воды. Ведь сначала кофе надо вырастить.

Чтобы изготовить 1 кг бумаги, нужно 700 литров воды.

А на производство 1 кг говядины уходит целых 15 тысяч литров воды!

Просто дается информация, без того, чтобы дети догадывались:  Знаете ли Вы?

На получение 1 тонны стали уходит 280 тонн воды.

А чтобы произвести 1 автомобиль, нужно в 50 раз больше воды, чем весит сам автомобиль.

СЛАЙД 6–7

Почти 1/5 часть людей в мире, а это около 1,5 миллиарда человек, живёт в районах, где воды физически не хватает.

Каждый третий человек на каждом континенте испытывает нехватку воды.

Нехватка воды вынуждает людей использовать для питья воду из небезопасных источников. В результате, люди тяжело болеют и умирают.

Знаете ли вы, что каждый год более 5 миллионов человек умирает от болезней, переносимых водой? Таким образом, от плохой воды  в 10 раз больше жертв, чем от всех войн, ведущихся в мире!

СЛАЙД 8

В каждой стране – и нашей с вами тоже – немало великолепных рек и озер, которые дарят нам с вами свои богатства. Например, есть всемирно известное озеро Байкал, о котором вы наверняка слышали, – самое глубокое, крупнейшее в мире пресное озеро. В нём сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды. В озеро впадают 336 рек, а вытекает только одна — Ангара. Вода в Байкале удивительно чистая и прозрачная.

СЛАЙД 9

Каждая из стран обладает собственными уникальными водными объектами, а порой и настоящими сокровищами. Например, Белоруссия – край, где несет свои воды Днепр со своими притоками. В этой небольшой стране более 10000 озер, а также крупнейший в Европе район болот

и заболоченных земель с уникальной флорой и фауной.

СЛАЙД 10

Перед вами одна из главных достопримечательностей Киргизии — чудесное горное озеро Иссык–Куль. Это озеро — шестое в мире по глубине. В высокогорных районах этой страны много кристально чистых карстовых озер с бирюзовой водой.

СЛАЙД 11

А это Каспийское море — крупнейшее в мире бессточное озеро. Это соленое озеро глубже, чем некоторые моря, такие как Адриатическое. Оно играет важную роль в жизни многих народов – например, жителей Азербайджана. Также в Азербайджане много прекрасных рек, воспетых поэтами. Главные из них – Кура и Аракс.

СЛАЙД 12

Но не везде ситуация с водой благополучна. Перед вами Аральское море— солёное озеро, которое когда–то было четвёртым в мире по величине. Аральское море питают две основные реки — Сырдарья и Амударья. Но в 1960–е годы их крайне нерационально использовали для орошения полей в республиках Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Сегодня на месте бескрайней водной глади образовалась пустыня.

СЛАЙД 13

На что же человечество тратит бесценный 1% пресной воды на планете?

70% уходит на сельское хозяйство и животноводство — то есть на то, чтобы прокормить нас.

20% необходимо промышленности и энергетике, чтобы обеспечить наши  разнообразные потребности и обеспечить нас энергией.

И немалая доля — 10% — уходит на наш быт, в дома и квартиры.

В промышленности больше всего воды тратится на производство металлов, бумаги и химии. Таким образом, когда мы бережём бумагу, мы

экономим воду!

СЛАЙД 14

Как же еще мы теряем воду?

Более 20% воды теряется и загрязняется во время транспортировки в дома из–за плохого состояния водопровода. Огромное воздействие оказывают химические аварии — такие, как разливы нефти — а также промышленные сточные воды, вырубка лесов по берегам и осушение

болот.

СЛАЙД 15

Любой мусор, который мы бросаем на землю, рано или поздно оказывается в воде.

Также мы загрязняем воду, когда моем машину в реке, используем чистящие средства и другую химию.

Как еще мы теряем воду? – 2–3 ответа

Мы с вами изо дня в день необдуманно тратим воду.

СЛАЙД 16

Давайте попробуем угадать, сколько воды каждый из нас тратит каждый  день.

Учитель задает вопросы, дети догадываются и потом учитель дает ответ (всплывает информация):

Сколько мы тратим на 1 чистку зубов? Ответ – 10 литров (1 ведро воды)

СЛАЙД 17

Сколько мы тратим на один прием душа в течение 5 минут?

Ответ – 100 литров воды или 10 ведер

 

СЛАЙД 18

А на прием ванны? Ответ – 200 литров или 20 ведер

СЛАЙД С 19 ПО 21

Далее информация просто всплывает с ответами, без необходимости

угадывать.

СЛАЙД 22

Как мы видим, больше всего воды тратится на прием душа и ванны, на стирку и на смыв в туалете.

СЛАЙД 23

Ученики отвечают на вопросы Капы (2–3 ответа):

Итак, люди загрязняют и расходуют бесценную пресную воду.

Но можем ли мы исправить положение? Кто отвечает за то, чтобы сохранить воду?

СЛАЙД 24

Кто же заботится о водных ресурсах нашей страны? В первую очередь, государство. Именно государство обязано следить за сохранностью рек и водоемов. Его задача – заботиться о том, чтобы у каждого из нас был доступ к чистой питьевой воде.

СЛАЙД 25

Всё чаще инициативу по сбережению природных ресурсов проявляют и крупные компании. Наглядный пример — компания «ПепсиКо». Компания взяла на себя важную миссию — снижать потребление природных ресурсов и таким образом заботиться о природе и в частности о воде.

«ПепсиКо» ведёт серьёзную работу в этом направлении. Компания взяла на себя обязательства на мировом уровне к 2015 году снизить потребление воды на единицу продукции на 20% и перевыполнила этот план.

Для этого компания строго следит за расходом воды на своих предприятиях, ведёт методологический учёт и внедряет новые технологии по сбережению ресурсов.

СЛАЙД 26

«ПепсиКо» использует картонную упаковку из сертифицированной древесины. Такая упаковка маркируется значком  Лесного попечительского совета (FSC) — вот таким вот деревом с галочкой. Что это значит? Это значит, что картон для производства упаковки изготовлен из древесины,полученной из ответственно управляемых лесных хозяйств. Их владельцы следят за восстановлением леса, его здоровым развитием и сохранением всего разнообразия животного и растительного мира. А ведь лес является еще и природным фильтром воды, и помогает нам сохранять чистую воду на планете.

«ПепсиКо» – одна из первых в мире глобальных компаний, которая публично признала доступ к воде как неотъемлемое право каждого человека.

СЛАЙД 27

«ПепсиКо» работает с фермерами, чтобы помочь им сократить расходыводы и справляться с засухами, наводнениями и другими стихийными бедствиями.

Также компания «ПепсиКо» вместе с партнерами взяла на себя обязательство обеспечить 3 млн человек в мире чистой и безопасной для питья водой к 2015 году

2. ПРАКТИКУМ В ФОРМЕ ИНТЕРАКТИВНОГО УПРАЖНЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ

Цель упражнения — предоставить возможность ученикам, работая в команде, придумать и представить в творческой форме те повседневные шаги, которые помогают сберечь воду, и те, которые, напротив, приводят к напрасной трате воды.

Общая продолжительность творческого задания — 20 минут.

Во время выполнения задания на экране в качестве заставки демонстрируется слайд презентации №27.

Методика и содержание упражнения

Ученики делятся на 3 группы по 6–8 человек, в зависимости от количества учеников в классе. В течение 10 минут каждая группа выполняет интерактивные творческие задания. 6 минут отводится на презентацию работ перед классом (по 2 минуты на команду).

Результаты командной работы выкладываются в группу проекта в социальной сети Вконтакте.

Рекомендации по распределению времени в ходе выполнения задания

• Деление на команды, постановка задачи учителем. 3 минуты.

• Работа в малых группах над творческим заданием. 10 минут.

• Презентация выполненного задания перед всем классом. 6 минут

(3 группы по 2 минуты).

• Переход к следующему блоку. 1 минута.

Описание творческой задачи для каждой команды:

Сочинить четверостишие на тему «Как беречь воду».

Стихотворные советы по сбережению воды дома, в школе и на природе (на выбор).

После того, как ученики разделились на 3 команды, у них есть 5–7 минут на то, чтобы вместе всей командой придумать простое стихотворение.

Далее каждая команда делится на 2 части. Одна часть команды визуализирует стихотворение в виде плаката с текстом и рисунком (либо только с текстом). Фото плаката со стихотворением ученики выкладывают в фотоальбом проекта Вконтакте. В подписи они указывают школу и номер класса.

Другая часть команды изображает стихотворение в виде «живой скульптуры» или композиции. Ученики снимают композицию на мобильный телефон и выкладывают в фотоальбом в группе проекта Вконтакте, в подписи указывая школу, номер класса и текст стихотворения.

Демонстрацию данного этапа урока также можно увидеть в методическом видеоролике, который высылается всем зарегистрированным школам отдельным письмом. Ссылки на группы для загрузки фотографий вы найдёте ниже в данной инструкции.

Необходимые материалы:

• 3 листа формата А3 или листы ватмана А2, разрезанные наполовину

(по 1 листу на группу) для выполнения творческого задания.

• 6–9 маркеров или фломастеров (по 2–3 фломастера или маркера

на 1 группу) для выполнения творческого задания.

• Фотоаппарат или телефон с фотокамерой (могут быть задействованы

телефоны учеников)

Подробный ход выполнения творческого задания

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Учитель разбивает учеников на группы и объясняет задание — 3 минуты.

Способы деления класса на 3 группы

1. ОБЪЕДИНЕНИЕ С СОСЕДЯМИ

Ученики объединяются в группы с ближайшими соседями по парте и садятся вокруг парт таким образом, чтобы повернуться друг к другу лицом и сформировать круг для коллективной работы и обсуждения.

Когда ученики распределились по группам, учитель дает задание:

«В течение 10 минут вам нужно всей командой проявить свои творческие способности. Вам предстоит сочинить четверостишие на тему «Как беречь воду». Вы можете придумать полезный совет по сбережению воды дома, в школе и на природе, на ваш выбор. На это у вас есть примерно

5–7 минут. Я буду следить за временем и давать вам сигналы, когда время подходит к концу. Но это еще не все. У вас будет еще 3–5 минут для того, чтобы представить плоды вашего творчества другим командам.

Для этого каждая команда делится на две части. Одной части команды я выдам бумагу и маркеры, чтобы вы записали стихотворение на листе бумаги и, если успеете, сделали к нему иллюстрацию.

Другая часть команды изображает стихотворение в виде композиции или «живой скульптуры». В этой композиции нужно задействовать всех людей из этой части команды. Также вам нужно выбрать одного человека, который сфотографирует вашу композицию и выложит фотографию с подписью в специальную группу в социальной сети Вконтакте.

Так как это фотокомпозиция, то во время показа она должна быть неподвижной и безмолвной, как во время игры «Море волнуется раз…», когда учитель говорит «Замри!».

ВТОРОЙ ЭТАП

Работа в малых группах над творческим заданием. 10 минут.

Ученики работают в группах. Задача учителя — следить за временем и предупредить детей за 1 минуту до завершения первого этапа (сочинения четверостишия) и в момент его завершения. Затем учитель должен дать сигнал, когда останется 2 минуты и 1 минута до завершения всего

задания.

После завершения подготовки и перед демонстрацией учитель еще раз

обращается к группам:

 «Прошу каждую группу выбрать одного человека, который будет фотографировать на мобильный телефон ваш плакат со стихотворением, а также композицию. Затем, во время или по окончании нашего урока, этот человек выложит две лучшие фотографии — одну с плакатом, другую с фото композиции — в группу проекта Вконтакте https://vk.com/beregikapu .

Ее нужно выложить в альбом, который называется «Четверостишие о воде». Фотографию необходимо подписать, указав город, название школы и класса, а под фото композиции написать текст стихотворения,которое вы изображаете».

После этого учитель пишет на доске название группы Вконтакте: https://vk.com/beregikapu и название фотоальбома «Четверостишие о воде», куда нужно будет выложить фото композиции и фото плаката со стихотворением.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Презентация выполненного задания перед всем классом — 6 минут (3 группы по 2 минуты).

В течение 6 минут три группы одна за другой (каждая группа по 2 минуты) зачитывают вслух стихотворения, демонстрируют свои плакаты со стихотворениями и показывают свои композиции. Для экономии времени  рекомендуется делать эти 2 действия одновременно.

Учителю необходимо следить, чтобы все группы уложились в выделенное    время, и активно им в этом помогать.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Переход к следующему блоку — 1 минута

Демонстрируется слайд презентации №34, где Капа задает вопросы, на которые ученики коротко отвечают:

• Можем ли мы с вами сделать что–то, чтобы сохранить наши реки,

озера, родники и ручьи?

• Можем ли мы начать что–то делать уже завтра?

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Создание покетмода (карманная книжка с советами по сбережению  воды) — 2 минуты

Необходимые материалы:

• Раздаточный материал по числу учеников — заготовки формата А4

для складывания покетмодов (карманных книжечек) с простыми

эко–шагами (см. Приложение 2);

• 3–6 пар ножниц для складывания покетмодов в 3–4 группах.

Общая продолжительность — 5 минут

В конце урока учитель раздает ученикам заготовки покетмодов — карманных книжечек, которые складываются специальным образом своими руками. В книжечках описаны простые шаги по водосбережению   дома, в школе и на природе.

Учитель показывает, каким образом сложить покетмод из листа А4 до формата карманной книжечки.

Создание покетмода подробно показано в методическом видеоролике, который высылается отдельным письмом всем школам, зарегистрировавшимся в проекте.

Для складывания покетмода необходимы ножницы. Нужно сделать всего 1 разрез. Рекомендуется, чтобы ученики складывали покетмоды в тех же группах, в которых они делали предыдущее задание. Для каждой группы  потребуется 1–2 ножниц.

В покетмоде есть пустые строчки, куда ученики вписывают 3 конкретных  эко–шага по сбережению воды, которые они готовы начать делать в ближайшую неделю. Учитель просит их вписать эти 3 шага в конце урока.

В конце урока ученики забирают карманную книжечку с собой.

Заключительное слово учителя

«Друзья, наше увлекательное путешествие по миру воды вместе с Капой подходит к концу. Мы узнали, что мы можем делать каждый день дома и в школе для сохранения этого бесценного сокровища! Наш урок  заканчивается, но добрые дела по защите воды только начинаются!

Чтобы быть на связи с нашей героиней Капой и узнавать от нее новые  полезные «водные» новости, вступайте в группы в социальных сетях».

Учитель пишет на доске название групп в социальных сетях:

 vk.com/beregikapu

 www.facebook.com/beregikapu

 ok.ru/group/53442648867044