Профессиональная компетентность учителя
Заместитель директора по учебной работе
Харкевич Наталья Владимировна
Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Вопрос касается компетентностного подхода в образовании.
Существует немало причин, по которым введение в образовательный процесс компетентностного подхода является категорическим императивом нашего времени: или в школах он будет умело использоваться, или наше отечественное образование не сможет обеспечить должное качество образования учащихся, будет отставать от общемировых образовательных тенденций и достижений.
Назовём наиболее значимые причины.
- Изменения в социуме (возрастает количество и изменяется характер проблем, с которыми человек сталкивается в процессе своей жизнедеятельности)
- Требования рынка труда (востребованы люди, способные успешно работать в новых условиях, проявлять инициативу, ответственность, лидерские качества).
- Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст.91в числе требований к организации образовательного процесса указано на необходимость руководствоваться в практической деятельности компетентностным подходом).
- Новые учебные программы (введение в пояснительные записки учебных программ с 2015г. перечней тех компетенций, на формирование которых должна быть направлена деятельность учителя).
- Существующие недостатки в обеспечении качества образования учащихся
- Тенденции в развитии образования за рубежом
Что же представляет собой компетентностный подход? Поскольку теоретический материал был изучен на методическом семинаре и были представлены практические наработки по данному вопросу на мастер-классах, я предлагаю актуализировать ваши знания, ответив на вопросы анкеты (учителям предлагается заполнить анкету (2-3 минуты) с последующей самопроверкой).
Тест «Компетенции, компетентность и компетентностный подход в образовании»
1. Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности.
А) верно Б) неверно
- Компетенция – практическая готовность к эффективной деятельности.
А) верно Б) неверно
3. Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений.
А) верно Б) неверно
4. Компетентность «появляется» из приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения.
А) верно Б) неверно
5. Ключевые компетентности обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе
А) верно Б) неверно
6. Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность учащихся
А) верно Б) неверно
7. Ключевые образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции;
2. Общекультурные компетенции;
3. Учебно-познавательные компетенции;
4. Информационные компетенции;
5. Коммуникативные компетенции;
6. Социально-трудовые компетенции;
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
А) верно Б) неверно
8.Соотнесите профессиональные компетенции учителя и их значения:
А.Предметная
|
1.Практическое владение приёмами эффективного общения
|
Б. Общепедагогическая
|
2.Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент
|
В.Профессионально-коммуникативная
|
3.Уровень владения ИКТ технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса
|
Г.Управленческая
|
4.Теоретические знания в области психологии и психофизиологии познавательных процессов личности
|
Д.Инновационная
|
5.Умение обобщить свою работу
|
Е.Рефлексивная
|
6.Знания в области преподаваемого предмета, методологии, методики преподавания
|
Ж.Информационно-коммуникативная
|
7.Умение проектировать цели, планировать, организовывать и анализировать результаты
|
Таким образом, важнейшим показателем деятельности учителя является его профессиональная компетентность.Оценка профессиональной компетентности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования. Во многих странах сложилась достаточно устойчивая система оценки компетентности учителей. В Беларуси Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена новая Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования, в которой были предложены новые требования к аттестации педагогических работников. Согласно данной Инструкции, чтобы получить высшую категорию, нужно сдавать квалификационный экзамен (для сравнения можно предложить характеристику испытаний при приеме на работу педагогов различных ступеней в Японии).
Какова квалификация педагогов нашей школы?
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ
Количество
|
91
|
Средний возраст
|
44,6 лет
|
Педагогический стаж
|
Начинающие (до 5)
|
8-8,5%
|
Стадия «учительской компетентности» (5-10)
|
8-8,5%
|
Период «профессионального мастерства»(10-20)
|
13-14%
|
Эксперты (свыше 20лет)
|
63-69%
|
Квалификационные категории
|
Учитель-методист
|
1-1,1%
|
Высшая
|
41-45,1%
|
Первая
|
35-38,5%
|
Вторая
|
6-6,5%
|
Б/к
|
8-8,8%
|
Образование
|
высшее педагогическое
|
81/89
|
высшее не педагогическое
|
3/3,3
|
среднее специальное
|
7/7,7
|
Знаменитый американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном труде «Андрагогика против педагогики» четко и ясно определил требования к результатам обучения взрослых. В частности, он считал, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
Оценкой профессиональной компетентности педагога является результативное участие в методической работе школы (анализ методической активности учителей школы-слайды).
Таким образом, если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа вправе ожидать от него результаты в ходе образовательного процесса.
В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного образовательного процесса. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах.