Профессиональная компетентность учителя - СШ №8 г. Кричева
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Приглашаем посетить наш фитнес-центр. Тренажерный зал с 16.00 - 21.00 - 3р.05 коп. / Бассейн с 16.00-20.30 - 3р.42 коп. / Посещение сауны (1 час)-24.65 коп.!

Разделы сайта

Новости учреждения

21.11.2024

Учащиеся старших классов стали участниками информационной акции "Актуальные вопросы профилактики ВИЧ".

Читать далее »
15.11.2024

Урок истории в историческом музее.

Читать далее »
14.11.2024

В учреждении состоялась информационная встреча с подрастающим поколением на тему «Президентская Республика».

Читать далее »
12.11.2024

"Сохраним наше зрение!"

Читать далее »
08.11.2024

Мы познаём .

Читать далее »
Архив новостей

Профессиональная компетентность учителя

Профессиональная компетентность учителя

Заместитель директора по учебной работе

                                                     Харкевич Наталья Владимировна

 

Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Вопрос касается компетентностного подхода в образовании.

Существует немало причин, по которым введение в образовательный процесс компетентностного подхода является категорическим императивом нашего времени: или в школах он будет умело использоваться, или наше отечественное образование не сможет обеспечить должное качество образования учащихся, будет отставать от общемировых образовательных тенденций и достижений.

Назовём наиболее значимые причины.

  1. Изменения в социуме (возрастает количество и изменяется характер проблем, с которыми человек сталкивается в процессе своей жизнедеятельности)
  2. Требования рынка труда (востребованы люди, способные успешно работать в новых условиях, проявлять инициативу, ответственность, лидерские качества).
  3. Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст.91в числе требований к организации образовательного процесса указано на необходимость руководствоваться в практической деятельности компетентностным подходом).
  4. Новые учебные программы (введение в пояснительные записки учебных программ с 2015г. перечней тех компетенций, на формирование которых должна быть направлена деятельность учителя).
  5. Существующие недостатки в обеспечении качества образования учащихся
  6. Тенденции в развитии образования за рубежом

Что же представляет собой компетентностный подход? Поскольку теоретический материал был изучен на методическом семинаре и были представлены практические наработки по данному вопросу на мастер-классах, я предлагаю актуализировать ваши знания, ответив на вопросы анкеты (учителям предлагается заполнить анкету (2-3 минуты) с последующей самопроверкой).

Тест «Компетенции, компетентность и компетентностный подход в образовании»

1. Компетентностный подход не имеет отношения к готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности.

А) верно Б) неверно

  1. Компетенция – практическая готовность к эффективной деятельности.

А) верно Б) неверно

3. Компетентность – совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, способов деятельности, системы ценностей и отношений.

А) верно Б) неверно

4. Компетентность «появляется» из приобретённых знаний, умений и навыков, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей при решении разнообразных проблем своей деятельности и общения.

А) верно Б) неверно

5. Ключевые компетентности обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в обществе

А) верно Б) неверно

6. Компетентностный подход выдвигает на первое место информированность учащихся

А) верно Б) неверно

 7. Ключевые образовательные компетенции:

1. Ценностно-смысловые компетенции;

2. Общекультурные компетенции;

3. Учебно-познавательные компетенции;

4. Информационные компетенции;

5. Коммуникативные компетенции;

6. Социально-трудовые компетенции;

7. Компетенции личностного самосовершенствования.

А) верно Б) неверно

8.Соотнесите профессиональные компетенции учителя и их значения:

А.Предметная

1.Практическое владение приёмами эффективного общения

Б. Общепедагогическая

2.Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

В.Профессионально-коммуникативная

3.Уровень владения ИКТ технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса

Г.Управленческая

4.Теоретические знания в области психологии и психофизиологии познавательных процессов личности

Д.Инновационная

5.Умение обобщить свою работу

Е.Рефлексивная

6.Знания в области преподаваемого предмета, методологии, методики преподавания

Ж.Информационно-коммуникативная

7.Умение проектировать цели, планировать, организовывать и анализировать результаты

 

 

 

Таким образом, важнейшим показателем деятельности учителя является его профессиональная компетентность.Оценка профессиональной компетентности учителя на разных этапах его профессиональной карьеры является одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования. Во многих странах сложилась достаточно устойчивая система оценки компетентности учителей. В Беларуси Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена новая Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования, в которой были предложены новые требования к аттестации педагогических работников. Согласно данной Инструкции, чтобы получить высшую категорию, нужно сдавать квалификационный экзамен (для сравнения можно предложить характеристику испытаний при приеме на работу педагогов различных ступеней в Японии).

Какова квалификация педагогов нашей школы?

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

Количество

91

Средний возраст

44,6 лет

Педагогический стаж

Начинающие (до 5)

 

8-8,5%

 

Стадия «учительской компетентности» (5-10)

 

8-8,5%

Период «профессионального мастерства»(10-20)

 

13-14%

Эксперты (свыше 20лет)

63-69%

Квалификационные категории

Учитель-методист

1-1,1%

Высшая

41-45,1%

Первая

35-38,5%

Вторая

6-6,5%

 

Б/к

8-8,8%

Образование

высшее педагогическое

81/89

высшее не педагогическое

3/3,3

среднее специальное

7/7,7

 

Знаменитый американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном труде «Андрагогика против педагогики» четко и ясно определил требования к результатам обучения взрослых. В частности, он считал, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

Оценкой профессиональной компетентности педагога является результативное участие в методической работе школы (анализ методической активности учителей школы-слайды).

Таким образом, если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа вправе ожидать от него результаты в ходе образовательного процесса.

В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного образовательного процесса. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах.