И.Н. Кравченко, заместитель директора
по воспитательной работе
Воспитание молодого человека никогда не было легким делом.Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.
Для этого в школе необходимо уделять большое внимание нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности, освоения индивидом духовных (доброта, совесть, человеколюбие, благородство) и нравственных (ответственность, трудолюбие, патриотизм, гражданственность) ценностей, выработка способности жить согласно принципам и правилам морали.
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, высокой гражданской активности и ответственности.
Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы.
Система правового воспитания учреждения включает мероприятия в соответствии нормативно-правовых документов, «Комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов»:
Правовое образование учащихся;
Правовое образование родительской общественности (работа КП);
Работа Совета профилактики:
Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;
Школьное самоуправление «Равный обучает равного»;
Пропаганда ЗОЖ (встречи со школьным врачом, круглые столы);
Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на различных видах контроля.
Рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, общественность. Вот почему социальная профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности учреждения. И особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию правовой культуры подростков.
Поскольку поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека в решающей степени зависит его поведение.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
В учреждении применяются самые разнообразные формы работы по формированию правовой культуры учащихся.
1. Создан уголок правовой информации «Закон и порядок», где указаны телефоны инспектора по делам несовершеннолетних, чтобы учащиеся знали, куда можно обратиться, если нарушены их права.
2. Сотрудничество семьи и школы. Работа Агентства родительских инициатив. Родители для ребенка являются примером. Поэтому очень важно установление отношений доверия и сотрудничества педколлектива и родителей, единство педагогических позиций родителей и учителей. Важной формой сотрудничества родителей и школы являются родительские собрания.
3. В рамках реализации «Комплекса мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждении образования, профилактике противоправного поведения» учреждение сотрудничает с органами исполнительной власти, с органами внутренних дел, комиссией и инспекцией по делам несовершеннолетних. Мероприятия «Закон и порядок».
4.Участие специалистов СППС, классных руководителей, педагогов в районных обучающих семинарах в соответствии с Планом мероприятий по правовому просвещению граждан на 2016-2020 г.
5. Проведение тематической «Недели правовых знаний», Дней безопасности, Пятиминуток безопасности, в ходе которых предусмотрены беседы работников и правоохранительных органов.
6. Организация занятости учащихся, состоящих на различных видах контроля.
В целях профилактики вовлечения обучающихся в деструктивные группировки и неформальные объединения, противодействия торговле людьми педагогами, специалистами СППС проводятся анкетирования учащихся и коррекционно-развивающие занятия, направленные на формирование навыков правильного поведения, стабилизацию эмоционального состояния, успешную социализацию и снижение уровня тревожности.
Важно отметить, что формирование правовой культуры учащихся не должно сводиться к организации правовых мероприятий, а должно быть систематическим и целенаправленным.
Правовое воспитание — один из видов профилактики правонарушений. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.
Вот они, главные истины эти:
«Поздно заметили» … «Поздно учли» …
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одной из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений и правонарушений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Алкоголь, наркотики, школа – кажется, что может объединять такие несовместимые понятия? Где точки соприкосновения? Почему сегодня школа занимается вопросами наркомании и алкоголизма и каковы задачи педагогов в этом направлении?
Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно- психологическим сферам общественной жизни.
В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Такие базовые ценности, как гуманизм, гражданственность, патриотизм, среди большей части детей утратили свою значимость. На первое место вышли ориентации индивидуалистического и потребительского характера.
Поэтому главными задачами воспитания подростков являются: укрепление физического и психического здоровья; обучение жизненно
важным умениям и навыкам; развитие их способностей и воспитание нравственно-волевых качеств; воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и умение самостоятельно решать представленные проблемы.
Как действова ть при выявлении неблагоприятной для детей обстановки?
Приняты Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении (утв. заместителем Министра образования Республики Беларусь, руководителем межведомственной группы для координации осуществления постоянного мониторинга ситуации на местах по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 А. В. Кадлубаем от 01.10.2019).
Документом установлено, что при обучении детей в учреждениях образования изучение особенностей семейного воспитания классным руководителем осуществляется регулярно. При этом рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому — один раз в год; чаще — при возникновении такой необходимости.
Посещение семей не должно носить формальный характер. Семьи учащихся I, V, X классов, семьи вновь прибывших в класс обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее, — до 1 января.
Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю, классному руководителю рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление классным руководителем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.
Отметка о посещении обучающихся на дому вносится педагогическими работниками:
- классным руководителем — в классный журнал.
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего классному руководителю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха. При этом особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — Совет профилактики) классных руководителей.
О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания классный руководитель должен немедленно проинформировать администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнале учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.
Обратимся к анализу и статистике (выступление педагога социального Асмоловской Н.Н.).
Сведения о детях, признанных находящимися в социально опасном положении, на 01.01.2020
Всего: _11 несовершеннолетних из _6_семей,
Из них: многодетных 4 семей, в них _8_ несовершеннолетних,
Несовершеннолетние ИПР - _2_,
Школьников -_8_, дошкольников - _1_, дети до 3-х лет- _2_, дети до 1 года – __0, прочие УО - __0
Решением координационного совета Кричевского районного исполнительного комитета за декабрь 2019 года признаны находящимися в социально опасном положении – _8_несовершеннолетних из _3_ семей;
сняты: 2 несовершеннолетних из 1 семьи.
Количество обучающихся, с которыми проводится ИПР, по состоянию на 01.01.2020 года – 6
Количество обучающихся, состоящих на внутриучрежденческом контроле, по состоянию на 01.01.2020 года - 2
Можно сделать вывод, что причинами и условиями, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними являются:
безнадзорность, отсутствие контроля за поведением и образом жизни со стороны родителей;
отсутствие моральных устоев, низкий уровень осознания ответственности за возможные последствия совершенных противоправных деяний;
низкая правовая культура;
влияние социальной среды (безработица, нахождение взрослых людей в общественных местах с алкогольными напитками, курение, социальные сети);
отсутствие нравственности, что является причиной упущения семейного воспитания (неуважительное отношение родителей к школе, педагогу влечет за собой зеркальное повторение аналогичного отношения ребенка к педагогам);
преобладание потребительских качеств, отсутствие серьезных занятий;
влияние вредных привычек (пьянства, наркотической зависимости);
недостаточный уровень воспитательной работы, проводимой с несовершеннолетними, неорганизованность досуга, направленного на профилактику правонарушений, со стороны должностных лиц учреждений образования;
недостаточный уровень профилактической работы ИДН, УО и отсутствие осведомленности о преступных намерениях и связях лиц, склонных к совершении преступлений;
недостаточный навык сотрудничества с учащимися, родителями (момент пребывания учащихся из других микрорайонов по причине заселения соц. домов).
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом от нас с вами во многом зависит, каким будет поколение детей через 10 лет? Какую политику будут вести наши нынешние выпускники, находясь через 10 лет у власти? Какие ценности будут у наших нынешних выпускников? И вообще, какие люди будут окружать нас, и как мы сможем “существовать” с современной молодёжью? И, наконец, может быть, кое-что придётся изменить в себе, измениться самому, шагая в ногу с новым поколением?
Задача педагогов работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.
Подводя итог выступления, хочу поблагодарить весь коллектив за ту работу, которую мы проводим с учащимися, родителями по профилактике противоправного поведения. Нельзя выписать единый рецепт по проблеме противоправного поведения. Ведь каждый ребенок, это личность, требующая индивидуального подхода.
Видеоролик «Воспитание под другим углом»