учитель русского языка и литературы
Цель: обобщить информацию о методах визуализации; изучить конкретные примеры визуализации информации на уроках русского языка и литературы;развивать навыки разработки различных техник визуализации на уроках русского языка и литературы.
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём
у наших детей завтра.
Дж. Дьюи
Ключ к эффективной визуализации
– это создание максимально
детального, четкого и яркого
изображения, на котором можно
сосредоточиться. Чем ярче
визуализация, тем с большей
вероятностью и быстрее вы
начнете привлекать то, что
поможет вам достичь того, что вы
хотите сделать.
Ж. Сен-Пьер
В основе обучения современного поколения лежит системно-
деятельностный подход, целью которого является развитие личности.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на
формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний
строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми,
ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными
источниками информации. Задача педагога – обеспечить восприятие
огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация
была качественно переработана обучающимися
Одной из эффективных технологий активизации обучения является
метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место
в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения
учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить
восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия,
свёртывать и развёртывать информацию.
Визуализация – это наглядный способ представления любой
информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на
зрительный образ. Использование на уроке различных средств и приемов
визуализации делает урок более информативным и эффективным.
Существует большое разнообразие традиционных способов
визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы,
развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты
кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием компьютерных технологий
появляются и новые средства визуализаци: скрайбинг, инфографика,
интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные
интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные
презентации и др. Их задача – представить и структурировать основной
учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении
информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и
графическими изображениями, способствующими активному восприятию
учебного материала.
В своей педагогической практике я применяю такие современные
педагогические технологии, как исследовательская работа, дискуссионная
технология, метод проектов. Но несколько подробнее мне хотелось бы
остановиться на приёмах визуализации, которые использую на уроках
русского языка и литературы.
Кластер (кисть, гроздь) – графическая форма организации информации,
основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде
схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой
изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного
материала. А также позволяет охватить большое количество информации,
вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс.
Урок литературы в 8 классе. «Устное народное творчество. Жанры».
Домашнее задание: составить кластер «Жанры устного народного
творчества».
Урок русского языка в 7 классе. «Систематизация и обобщение знаний
по теме «Наречие». Групповая работа.
Облако слов – эта форма визуализации данных, представляет собой
набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами
шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается
размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово
употребляется в тексте.
Урок литературы в 9 классе. «Древнерусская литература».
Найдите и выпишите в тетрадь жанры древнерусской литературы. Устно
дайте им определения.
Интеллект-карта, или ментальная карта – это технология
изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий
эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой
творческий потенциал. Суть метода состоит в выделении главного понятия,
от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта.
Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов.
Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не
запутаться в сложном проекте.
Урок литературы в 6 классе. «Жизнь и творчество А. П. Чехова».
Существуют специальные программы для создания интеллекткарт с
помощью компьютера, но карты памяти, сделанные своими руками, – это
хороший способ отвлечься от компьютера и потренировать свое мышление
и фантазию.
Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в
хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы
позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и
изображения, видео и звук. Лента времени на уроке литературы позволяет
активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный
на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические
события, повлиявшие на его творчество. Благодаря таким вариантам
использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная
картина мира, а не фрагментарные знания.
Урок литературы в 9 классе. «Древнерусская литература».
Кроме этого, хотелось бы остановиться на ИКТ – возможностях
визуализации. Если в обычной ситуации учебной коммуникации только
слово учителя обращено к ученикам, то использование презентации,
например, усложняет эту схему — подключается визуальный компонент. Это
значительно расширяет канал коммуникации учителя и ученика, так как
современный ученик по своему опыту общения с окружающим миром
является в большей степени визуалом, как мы уже отмечали, нежели
аудиалом.
И очень важно, чтобы вербальный и визуальный компоненты
воздействия работали вместе, взаимодополняя друг друга. Если эта связь
оказывается грамотно выстроенной, если учитель понимает, что говорит он, а
что за него лучше «скажет» слайд, если он с презентацией оказывается в
диалоге — это залог совершенно иного уровня воздействия на аудиторию.
Презентации создаю сама, умею отражать на слайдах не только текст,
иллюстрации, схемы, таблицы, но и видеоматериалы.
Использование сегодня на уроках видеоматериалов, как в презентациях,
так и отдельно, стало необходимостью. Если это видеоуроки, где за кадром
слышен голос другого человека, то коммуникация расширяется, возникает
полилог, где учитель и учащиеся могут развернуть дискуссию по поводу
мнения лица, озвучивающего видеосюжет.
Приведу в качестве примера использование мною на уроках русского
языка и литературы видеоуроков, представленных на портале АДУ.бай.
«По мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано и с
затруднениями или невозможностью визуализировать созданный автором
образ, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса
чтения. Кроме того, ученик и учитель могут иметь совершенно разное
представление о тех или иных образах, и у этой разницы, возможно, будут
вполне конкретные физиологические причины». Следовательно,
заинтересовать современных подростков чтением возможно, используя
различные новые ИКТ-технологии в своих предметах. В связи с этим
необходимо объединять современные увлечения школьников с той
культурой, которую необходимо им привить.
Не представляю уроки литературы без визуального сопровождения. С его
помощью возможно максимально наглядно визуализировать объект или
процесс, создать настроение и передать эмоции, применить приёмы для
развития визуального мышления.
Возьмём, к примеру, первый урок при изучении произведения.
Сейчас стали популярны буктрейлеры по книгам, их множество можно
увидеть в интернете.
Просмотр 2 – 3 минутного ролика поможет определить с детьми цели в
изучении произведения, наметить основные этапы работы над ним. А
главное, сможет вызвать у учащихся интерес к произведению, желание его
прочитать. В своей практике я использовала буктрейлеры по книгам: А.
Грина «Алые паруса», В. Шекспира «Ромео и Джульетта», Б.Васильева «А
зори здесь тихие» и другие.
Нельзя не использовать в наше время видеоролики с исполнением
произведений лирики известными актёрами, в том числе и современными.
Это может быть видеоряд картин природы или других иллюстраций со
звучащим за кадром голосом актёра, а может быть и видеосъёмка
выступления с концерта.
Особо хочется отметить использование видеофрагментов с чтением
стихотворений С. Есенина в исполнении С. Безрукова на уроках в старших
классах, хотя записи есенинской лирики в его исполнении, по признаниям
подростков, любимы уже восьмиклассниками и бережно «хранятся» ими на
страницах «ВКонтакте». Другой пример, исполнение Максимом Авериным
стихотворения В. Маяковского ««Хорошее отношение к лошадям»,
стихотворение изучается в 8 классе. Чтение М. Аверина не оставляет
равнодушным никого и «трудный Маяковский» становится и понят, и
принят.
Таким образом, визуализация учебной информации на уроке позволяет
мне решать целый ряд педагогических задач и, прежде всего:
активизацию познавательной деятельности;
развитие визуального мышления;
обеспечение интенсификации обучения.
А также повышение визуальной грамотности и визуальной культуры.
Перечисленные выше техники визуализации можно использовать на
различных этапах обучения: при объяснении нового материала; при
повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при
обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при
работе с текстом произведения; при самостоятельной работе, а также при
подготовке к экзаменам, кроме этого визуализация применяется в групповых,
коллективных и индивидуальных формах организации работы на
уроке. Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать
активность класса и интерес обучающихся к предмету.
раскрыть » / « свернуть