Согласно сложившемуся стереотипу, в современном обществе существует проблема снижения престижа педагогической профессии. В поисках ответа на актуальный вопрос «Как поднять престиж профессии?» учащиеся 10 классов, посещающие факультативное занятие «Введение в педагогическую профессию», провели микроисследование. Это было их первым заданием в рамках важного раздела программы факультатива – «Педагогическое пробы».
Микроисследование было проведено в январе 2023 года в форме анонимного анкетирования, в котором приняло участие 35 респондентов разных групп (20 подростков; 10 взрослых, не связанных с педагогической профессией; 5 педагогов). Проанализировав результаты анкетирования, учащиеся пришли к следующим выводам:
1. Вопреки сложившемуся стереотипу, большинство респондентов (43 %) считают педагогическую профессию престижной. Тем не менее, 23 % опрошенных придерживаются противоположного мнения, 34 % затрудняются с ответом, что подтверждает актуальность проблемы.
2. Главными причинами, отталкивающими молодых людей от выбора педагогической профессии, респонденты считают невысокую заработную плату (74 %), сложность и напряженность труда (43 %), обилие «бумажной» работы, необходимость работать с большим количеством документов (37 %). Вместе с тем, профессия не теряет привлекательности для молодежи. По мнению опрошенных, основными факторами, мотивирующими к ее выбору, являются педагогическое призвание (57 %), перспективы развития и карьерного роста (29 %), семейные традиции (29 %).
3. Согласно результатам анонимного анкетирования, на уровне государства проблему снижения престижа педагогической профессии можно было бы решить посредством материального стимулирования (91 %), улучшения условий труда, снижения нагрузки на педагогов (57 %), повышения социальных гарантий (31 %). Кроме этого, абсолютное большинство респондентов убеждены, что сами педагоги также могут способствовать повышению престижа профессии своим положительным имиджем и авторитетом (49 % ответов «да», 34 % – «отчасти»).