Моисеенко Е.А.,
учитель начальных классов
(слайд1)За свою школьную жизнь ребёнок посещает около 4000 уроков. Много, не правда ли? А для чего проводим эти уроки мы, учителя? Ответы вроде бы просты.
— Чтобы дать детям необходимые знания?
— Да!
— Чтобы сформировать умение самостоятельно учиться?
— Конечно!
— Чтобы подготовить к успешной сдаче экзаменов?
— Разумеется, без этого сегодня не обойтись!
Мы стремимся научить детей грамотно читать, писать, считать… Но задумываемся ли мы о том, о чём когда-то говорил замечательный педагог (слайд 2) Станислав Теофилович Шацкий — о том, что совсем недостаточно просто научить ребёнка считать, надо его еще научить… не обсчитывать. Другими словами, задумываемся ли мы о воспитании на уроке?
(слайд3)В 2023/2024 учебном году актуальным остается(V) реализация в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов,(V)формирование у учащихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому, к созидательному труду как главному условию развития белорусского государства. Решение этих задач должно способствовать формированию атмосферы мира и согласия в белорусском обществе и напрямую связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов, отраженных в образовательных стандартах и учебных программах.
(слайд4)Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: (слайд5)целостному развитию личности школьника.
В процессе обучения постоянно нужно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе творческую обстановку. Такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.
(слайд6)Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.
На одном уроке у детей невозможно воспитать честность, мужество, вежливость или другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо.
При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на личностные результаты освоения содержания образовательной программы, конкретизированные в учебных программах по учебным предметам.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы, реализующие воспитательные задачи на разных этапах различных учебных предметов.
(слайд7)
- Организационный этап.
Это момент резкого перехода от общения со сверстниками во время перемены к совсем другой деятельности – упорядоченной, деловой, интеллектуальной.Учитель может начать урок с притчи, высказываний известных людей, что позволяет с самого начала урока удивить, заинтересовать детей, мотивировать на предстоящую работу. Притчи, расшифровка эпиграфа, заявленной в нем идеи тесно связаны с темой урока и находят применение в течение урока.
На учебном предмете «Человек и мир» в 4 классе учитель предлагает детям продолжить предложение «Я люблю Беларусь за…» (V)(видео)
(слайд8)На учебном предмете «Трудовое обучение» в 4 классе на данном этапе читали стихотворения белорусских поэтов (фото).
(слайд9)Немаловажным для учащихся является психологический настрой на урок, который создаёт комфортную, доброжелательную атмосферу. Ярко этот момент представлен на уроке русской литературы в 4 «А» классе (фото).
(слайд10)
- Этап проверки домашнего задания.
Использование приёма «Картинная галерея» на учебном предмете «Человек и мир» (фото) даёт учащимся наглядное представление об изучаемых исторических личностях, эстетически их представляет.
(слайд11)
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Огромное воспитательное значение имеют беседы, подводящие к теме урока.
Работа над морально-этической лексикой была представлена в виде объяснения значения фразеологизмов, которые необходимы учащимся на уроке, и наоборот, которые неприемлемы.
На уроке математики в 4 «Г» класса определяли маршрут путешествия, (V) соотнося выражения с их значениями. (V)(2 фото) Подбирали другие слова к названию нашей страны. (слайд12)(видео)
Данный приём направлен на формирование чувств патриотизма, гражданственности.
(слайд13) Представление плана предстоящего урока способствует сознательному движению учащихся в образовательном пространстве. Видя план урока, учащиеся свободно ориентируются в предстоящей работе, планируют свою деятельность (фото Булавкиной).
(слайд14) На уроке русской литературы в 4 «А» классе проводилась беседа, направленная на усвоение нравственных ценностей (определение внутренней и внешней красоты), подбирая ассоциации (V)(видео).
(слайд15)На данном этапе учащиеся сами определяют тему, выдвигают задачи урока.Это позволяет воспитывать творческое мышление, смелость суждений, культуру речи. Обязательно задаётся вопрос: «Для чего мы изучаем данную тему, где нам это пригодится?» (фото).
Размышляя над этим вопросом, дети видят значимость данной темы, формируется интерес к ней. Таким образом воспитывается любознательность, уверенность в своих силах.
Ребята активно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли вслух.
Такой приём позволяет создать ситуацию успеха на уроке, а это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.
Вербализация цели урока (ее проговаривание) позволяет развивать у учащихся познавательный интерес, ведет к формированию субъективной позиции в учебной деятельности (фото).
(слайд16)Устный счёт во 2 «Г» классе начался с выполнения упражнения, которое создало проблемную ситуацию. (V)(видео Дребезова) На данном этапе у учащихся воспитывается вежливость, уважение друг к другу и умение дружить. Сказочный герой стал примером для детей: на его опыте они учились тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребёнку. Проблемная ситуация, которую учащимся требуется решить на уроке, воспитывает у учащихся наблюдательность, рассудительность, а это воспитание критического мышления.
(слайд17)
- Физкультминутка.
Положительный эмоциональный фон, развитие произвольного внимания, способности сосредоточиться, координации движения, а также (слайд18)подбор материала, направленного на формирование нравственно-этической ориентации, гражданской идентичности, ценностного сознания учащихся – всё это мы имеем благодаря физкультурной минутке (фото), (слайд19)(видео Булавкина).
(слайд20)
- Этап усвоения новых знаний и способов действия.
На данном этапе огромное воспитательное значение имеют сообщения учащихся, учителя, поясняющие, конкретизирующие понятия, явления, объекты, более подробно знакомят со значимыми объектами Беларуси, фактами из жизни исторических деятелей. Данная работа направлена на формирование гражданских и нравственных качеств личности, развитие эстетических потребностей (фото).
(слайд21)
- Этап первичной проверки понимания изученного.
На данном этапе воспитывается трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, взаимоуважение.
Решение текстовых задач на уроках математики является одним из средств воспитания. Ведь тематика задач может и должна быть разнообразной по содержанию, относится к разным областям человеческой деятельности.
(V)Задачи, составленные на местном материале, задачи исторические, патриотические, экономические, задачи-шутки должны отвечать учебным целям, т.е. должны быть связаны с изучаемой темой, что и было представлено на уроке (фото).
(слайд22)На уроке русского языка проводится работа над устаревшими значениями слов.
Развивается имеющийся жизненный опыт учащихся, используется доступный материал, учащиеся знакомятся с народными традициями, (слайд23)(фото) обычаями, приобщаются к ценностям народного творчества на примере текстов упражнений, (слайд24)(видео). (V)Проводилась работа над знакомством, уточнением символов, используемых в белорусской вышивке (фото).
(слайд25)
- Этап закрепления новых знаний и способов действия.
(V)Наиболее распространены на данном этапе – это работа в парах, группах, которая формирует механизм сотрудничества, позволяет (слайд26)воспитывать культуру общения, познавательную активность, ответственность, расширяет кругозор учащихся, (V)укрепляет связи обучения (слайд27)с жизнью, развиваются коммуникативные навыки, умение контролировать действия друг друга. (V)Создание на уроке условий для коммуникации и (V)сотрудничества формирует уважительное отношение и толерантность к одноклассникам и учителю (фото).
Подбор материала и заданий способствует формированию у учащихся чувств любви и уважения к своей Родине, гражданственности и патриотизма (слайд28) (видео Макрицкая).
(слайд29)
- Этап применения знаний и способов действий.
Положительное влияние на развитие смекалки, находчивости, сообразительности оказывают дидактические игры. (слайд30)Большинство таких игр требует не только умственных, (V)но и волевых усилий: организованности, выдержки (фото).
(слайд31)При проведении дидактической игры "Математический хоккей" во 2 «В» классе учащиеся вспомнили зимние виды спорта и узнали, что в нашей стране созданы все условия для развития спортивной и здоровой нации (V) (видео Новиковой).
(слайд32)
- Этап контроля и самоконтроля знаний и способов деятельности.
Одними из главных целей данного этапа являются воспитание самостоятельности, внимательности, честности, адекватной самооценки. (V) Приём «Цветные задания» используется для более осознанного понимания выполняемых заданий, (V) формированию адекватной прогностической самооценки (фото).
(слайд33)
- Этап подведения итогов.
Целесообразно использовать такие приёмы, как «Синквейн», «Кластер. (фото).
(слайд34)
- Этап рефлексии.
На этом этапе важен самоанализ, а также анализ учителя и учащихся. Делаются акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах. Происходит воспитание культуры общения (фото).
(слайд35)Для достижения данных целейприемлемы следующие приёмы: «Продолжи предложение», «Сделай выбор», «Лестница успеха» (слайд36) «Облако слов» ит.д. (фото).
Немаловажную роль в реализации воспитательного потенциала на уроке играют тексты учебных пособий.
(слайд37)Содержание многих текстовых задач, включённых в учебники математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся. При подготовке к урокам необходимо обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы (фото).
(слайд38)Тексты в учебном пособии «Беларуская мова» позволяют развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к национальному достоянию нашего народа – белорусскому языку, уважение к наследию, любовь к родной природе. Есть достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной ответственности за свои поступки (фото).
(слайд39)Воспитательный потенциал учебного предмета «Человек и мир» содержится в каждом уроке данного курса и реализуется посредством патриотического, краеведческого, экологического, эстетического и гуманистического воспитания подрастающего поколения. В каждый параграф включены проблемные ситуации, которые позволяют учителю вместе с учащимися обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её решения и проверки (фото).
(слайд40)Огромное количество классных часов, часов информации, на которых учащиеся свободно высказывают свои мысли, сравнивают, играют, воспитывают коллективизм, общечеловеческие ценности.
(слайд41)Просматривая фрагменты мультфильмов, социальные ролики у учащихся формируется правильное поведение, отношение к жизни (фото).
(слайд42)Таким образом, реализация воспитательных возможностей урока является важным условием эффективного воспитания учащихся в школе.
Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели. Воспитание и обучение – это два взаимосвязанных процесса.
(слайд43)Выступление хочу закончить словами Евгения Николаевича Ильина «Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли». Именно творческая мысль является двигателем прогресса. С её помощью мы познаем самих себя, окружающий мир, получаем знания и передаем их другим.
(слайд44) Спасибо за внимание!
(слайд45) Синквейн.
раскрыть » / « свернуть