Психологическое сопровождение профильного обучения на третьей ступени образования - СШ №8 г. Кричева
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Приглашаем посетить наш фитнес-центр. Тренажерный зал с 16.00 - 21.00 - 3р.05 коп. / Бассейн с 16.00-20.30 - 3р.42 коп. / Посещение сауны (1 час)-24.65 коп.!

Разделы сайта

Новости учреждения

29.04.2024

В рамках тематической недели по профилактике насилия, жестокого обращения с детьми, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в период с 22 по 27 апреля 2024 года

Читать далее »
26.04.2024

В учреждении в период с 18 по 27 апреля 2024 года в рамках  республиканской декады общественно-патриотических дел «Чернобыль. Сохраняя память...» прошли мероприятия:

Читать далее »
25.04.2024

В рамках республиканской акции «Безопасность на воде-повсеместно и везде!» с участием сотрудника ОСВОДа в интерактивно-диалоговом формате прошло мероприятие для учащихся 5-х классов.

Читать далее »
16.04.2024

Национальный детский технопарк - место, где молодые умы погружаются в мир науки и технологии, превращая обучение в увлекательное приключение.

Читать далее »
12.04.2024

В учреждении прошёл Единый урок, посвященный Дню Космонавтики. Формат проведения урока-творческая беседа.

Читать далее »
Архив новостей

Психологическое сопровождение профильного обучения на третьей ступени образования

Педагог - психолог
 ГУО « Гимназия Г. Кричева»
 Л.М .Вацуро

Цель третьего этапа профориентационной работы -  оказание обучающимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профиля обучения в старшей школе, пути дальнейшего образования и профессиональном выборе.

 После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. К этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения относительно направления дальнейшего обучения самостоятельно и взвешенно.

Профориентационное тестирование позволяет определить склонность к тому или иному профилю обучения.

В старших классах основная задача школьника – определиться с вузом. Для этого необходима конкретная информация об учебных заведениях, днях открытых дверей, подготовительных курсах. Здесь полезным оказывается комплексное профориентационное тестирование, позволяющее подобрать оптимально подходящие старшекласснику профессии, а на консультации с психологом он сможет выяснить, в каких вузах ему лучше освоить выбранную специальность, как построить личную жизненную перспективу.

Важное место в определении профессиональной направленности занимает ближайшее социальное окружение. По данным социологических опросов, каждый четвертый молодой человек выбирает профессию по совету более авторитетных друзей. При этом велика опасность, что выбранная профессия окажется совсем не подходящей для конкретного человека. Что приводит к разочарованию не только в профессии, но и в себе самом, способствует возникновению различных комплексов, плохой адаптации к меняющимся условиям, общему дискомфорту, склонности к перемене мест работы и мест жительства.

Поэтому наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.

Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.

Методики ДДО и ОПГ базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в  РБ. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий “человек - человек”, “человек - техника”, “человек -знаковая система!, “человек - художественный образ» и “человек - природа”. При этом методика ДДО является более короткой по сравнению с методикой ОПГ и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений).

Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности.

 По сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.

Методика позволяет получить информацию о наличии и возможном сочетании у испытуемого профессионально-ориентированных умений и навыков в определенной профессиональной сфере. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Время обследования не ограничивается.

Методика “Карта интересов” служит для определения профессиональной направленности человека. Она может использоваться как самостоятельная методика или в дополнение к ДДО  и ОПГ для уточнения профессиональной направленности клиента.

Методика представляет собой опросник состоящий из 144 вопросов- высказываний, которые клиент должен оценить в соответствии со своими интересами и проставить знак (- -, -,0, +,    + + ) в лист ответов.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей  формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям к современному человеку. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

      Возникают противоречия,связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития; притязаниями и реальными возможностями; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.

Анализ результатов диагностики показал:

было протестировано 36 учащихся 11 классов

Из них:

    11 «А» класс - 17 учащихся

    11 «Б» класс – 19 учащихся

 Методика «Дифференциально-диагностический опросник» показала, что учащиеся предпочитают группы профессий в следующем порядке по убыванию:

  • 1 место – «Человек — Человек»
  • 2 место - «Человек – Техника»
  • 3 место – «Человек – Знаковая система»
  • 4 место – «Человек — Природа»
  • 5 место – «Человек – Художественный образ»

 

Среди учащихся 11 классов:

Ч-П - 4 человека (14%)

Ч-Т -6 учащихся (16 %)

Ч-З – 2 учащихся (7 %)

Ч-Ч- 24 учащийся (63%)

Ч-ХО- 0 учащихся (0 %)