Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации в современных условиях - СШ №8 г. Кричева
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Приглашаем посетить наш фитнес-центр. Тренажерный зал с 16.00 - 21.00 - 3р.05 коп. / Бассейн с 16.00-20.30 - 3р.42 коп. / Посещение сауны (1 час)-24.65 коп.!

Разделы сайта

Новости учреждения

29.04.2024

В рамках тематической недели по профилактике насилия, жестокого обращения с детьми, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в период с 22 по 27 апреля 2024 года

Читать далее »
26.04.2024

В учреждении в период с 18 по 27 апреля 2024 года в рамках  республиканской декады общественно-патриотических дел «Чернобыль. Сохраняя память...» прошли мероприятия:

Читать далее »
25.04.2024

В рамках республиканской акции «Безопасность на воде-повсеместно и везде!» с участием сотрудника ОСВОДа в интерактивно-диалоговом формате прошло мероприятие для учащихся 5-х классов.

Читать далее »
16.04.2024

Национальный детский технопарк - место, где молодые умы погружаются в мир науки и технологии, превращая обучение в увлекательное приключение.

Читать далее »
12.04.2024

В учреждении прошёл Единый урок, посвященный Дню Космонавтики. Формат проведения урока-творческая беседа.

Читать далее »
Архив новостей

Профессиональное самоопределение как средство социализации и адаптации в современных условиях

Домосканова Наталья Николаевна,
 классный руководитель 11 «А» класса

 

         Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

         Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

         Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным  разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—26 профессий, потому что профориентация зачастую носит стихийный характер. Значит, процесс знакомства с миром профессий и необходимо проводить в 10-11 классах и он должен носить системный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

         Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

         Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

         Поэтому очень важно именно для учащихся выпускных классов организовать стройную систему помощи в выборе профессии.

         В современной школе основной проблемой, по моему мнению, является неумение старшеклассников  самостоятельно принимать решения, Ведь ребята привыкли, что их за них принимают взрослые. При решении любой проблемы они, как правило, занимают позицию «маленьких детей». Это не вина, а беда выпускников. Их просто-напросто не научили э тому. Поэтому при организациипрофориентационной работы необходимо:

- научить ребят ориентироваться в предложенном разноплановом материале,

- сформировать навык применения услышанного к себе,

- сформировать понимание ответственности за принятые решения.

         Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.  Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

         В предложенной теме «Профессиональное самоопределение  как средство социализации  и адаптации в современных условиях» я  предприняла попытку систематизировать процесс профориентационной работы. Данная работа направлена на поиск наиболее эффективных методов воспитательной работы  через разработку цикла мероприятий, которые призваны активизировать  и систематизировать работу классного руководителя выпускных классов и одновременно придать этой работе практический, прикладной характер. Следует выделить ещё один аспект позитивного значения цикла предлагаемых мероприятий – ребята учатся общаться с представителями тех или иных профессий, расширяется их кругозор, формируется навык анализа услышанного или увиденного.

         Представленные  мною  мероприятия– это составляющая часть целостной  системы работы классного руководителя. Данный цикл просто включается в план работы классного руководителя в раздел,  где указывается профориентационная работа. Причём их использование возможно  с привязкой к любому плану воспитательной работы. Данные  мероприятия  являются структурными частями любого воспитательного плана. При этом следует отметить, что диапазон их применения напрямую зависит от особенностей класса, и  от готовности учеников и учителя.

         Во время  подготовки  к использованию данного цикла мероприятий классный руководитель  должен:

-  в первую очередь готов морально проводить детальную профориентационную работу, а не просто мероприятия от случая к случаю.

-  знать, что  перед проводимым мероприятием необходимо будет вести долгую подготовительную работу;

- продумать и подготовить материал;

- морально настроить, если в нём есть необходимость, класс так, чтобы  каждое мероприятие носило практический характер.

         Учащиеся должны усвоить чётко сформулированные классным руководителем правила действий натакого рода мероприятиях.

Итак,  первоначально классный руководитель в первой четверти десятого класса проводит анкетирование. Оно может осуществляться как в рамках учебного заведения, так и в центре занятости. При этом  хочется заметить, что тестирование в центре занятости более интересно для ребят. Это объясняется просто психологической особенностью – выход за стены учебного заведения.

         Вторым этапом, и это проводится во второй  и третьей четверти 10 класса, является работа  со справочниками  для поступающих в средние и высшие учебные заведения. Но она проводится  с привязкой к результатам проведённого перед этим тестирования. Ребята не просто листают эти справочники. Во время часа общения ребята готовят  индивидуально или в парах информацию о тех учебных заведениях, как правило, близлежащих, где можно получить определённую профессию. Например, в нынешнем 11 «А» классе в прошлом году были заслушаны сообщения, которые иногда сопровождались презентациями, о профессиях, которые интересны именно этим ребятам. Это была информация о том, где можно получить профессии:

- переводчика ( 3 из 17 уч-ся интересуются данной профессией);

- экономиста-бухгалтера ( 2 из 17 уч-ся интересуются данной профессией);

- юриста ( 3 из 17 уч-ся интересуются данной профессией);

- медицинской сестры ( 1 из 17 уч-ся интересуется данной профессией);

- проводницы или билетного кассира железнодорожной станции ( 2 из 17 уч-ся интересуются данной профессией);

- инженерные и  рабочие профессии в электротехнике и электроэнергетике

( 2 из 17 уч-ся интересуется данной профессией);

- программиста ( 1 из 17 уч-ся интересуется данной профессией);

- психолога ( 1 из 17 уч-ся интересуется данной профессией);

- архитектора ( 1 из 17 уч-ся интересуется данной профессией);

- журналиста ( 1 из 17 уч-ся интересуется данной профессией);

- политолога ( 1 из 17 уч-ся интересуется данной профессией).

         Кроме информации об учебных заведениях ребята получают информацию  о тех учебных предметах, сдача которых необходима при поступлении на ту или иную профессию. Это не только добавит информацию, но и является стимулом для изучения того или иного предмета, но и повысит успеваемость в целом. Так как  при поступлении в вуз или колледж на каждую из профессии немаловажным является балл аттестата.

В  четвёртой четверти 10 класса ребята знакомятся с профессиями своих родителей. Проводится «Аукцион. Профессии наших родителей». Цель данного мероприятия как расширить информацию о мире профессий, так и параллельно повысить статус семьи, показать ребятам своих родителей с другой стороны. Кто-то из родителей просто рассказывает, кто-то, вместе с ребёнком,  готовит презентацию. И в итоге ребята выбирают представителя одной-двух профессий своих родителей, о которых  им хотелось бы узнать.

         В 11 классе в первой четверти ребятам предлагается встреча с работником центра занятости. Ребята ведь должны знать о рынке профессий и о востребованности  избранной  ими профессии. Затем отдельно,  или на одном часе общения ребята более детально  знакомятся с представителем той или  профессии, которую они выбрали в мае, в 10 классе.

Во второй – третьей четверти   проводится индивидуальная работа. Классный руководитель организует  индивидуальные встречи учащихсяся с представителями той профессии,  которую они уже выбрали. Это помогает ребятам укрепиться в собственном выборе или наоборот провести, пока не поздно, переориентацию.

         В четвёртой четверти проводится ещё одно профориентационное тестирование,  после которого уже классным руководителем совместно с  психологом каждому выпускнику даётся индивидуальная консультация.

По моему мнению,  основными  критериями оценки результативности и эффективности профориентационной работыявляется осознанность ребятами решений по выбору профессии. В 2009/2010 уч. году в двух выпускных классах   примерно одинакового уровня, работа по профориентации велась по-разному. В одном - традиционно, в другой -  по предложенному плану. В итоге, в  классе, где профориентация велась обычным путём 24 %  учащихся в анкете, в конце 11 класса отметили, что не сомневаются в выборе профессии, и 23 %выпускников ответили, что выбор профессии сделали самостоятельно и осознанно. В классе, где использовалась предлагаемая методика,  процент уверенных в выборе выше-53%, а осознанность и самостоятельность  выбора наблюдается у 47 % учащихся.

Можно назвать и позитивные и негативные стороны применения данного метода. Позитивные: улучшается активность учащихсяся при выборе профессии, повышается качество знаний,  минимизируется стрессовая ситуация, прививается интерес к  профильному для данной профессии  предмету; стимулируется развитие правильной самооценки учащихся,  формируется ряд  навыков, формируется правильное отношение к семье,

Негативные:  при индивидуальной работе есть риск, наоборот, создать негативное отношение к той профессии, к которой тяготеет ребенок, так как носитель профессии может показывать не объективно свою профессию, делая акцент на её проблемы и трудности; при излишней увлечённости памятками, где постоянно говорится, что учащийся несёт ответственность за выбор профессии, что это выбор на всю жизнь.

         Исходя из неоднократного опыта использования  предложенного плана  профориентации в выпускных классах, следует отметить, что именно через профориентацию такого типа идёт сплочение класса, единение детей и родителей.Использование  такой программы под силу любому классному руководителю и в любом классе.