Учитель биологии Тилюпо Е.В.
Знаменитый американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном труде «Андрагогика против педагогики» четко и ясно определил требования к результатам обучения взрослых. В частности, он считал, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.
Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.
К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, педагоги не имеют достаточного уровня психологической и технологической готовности к педагогической деятельности. Сегодня существует огромный разрыв между педагогическим знанием и педагогическим действием. К тому же возрастает роль учителя, как организатора среды, в которой происходит духовно – нравственное становление личности ребенка. Он сам, его личность являются в данном случае «компонентом» содержания образования и «технологическим инструментом».
Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются
üНизкий уровень интереса к своей профессии;
üНевладение пед. технологиями;
üНедостаточность знаний о психологическом развитии человека;
üНеумение работать в команде и участвовать в соуправлении;
üБезразличие к инновациям;
üСиндром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.
Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенция-круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.
Проще говоря:
- Компетенции – это требования
- Компетентность – это проявление этих требований
В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
üСпециальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)
üМетодическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)
üПсихолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)
üДифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)
üРефлексия пед деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)
Структура ключевых компетенций в образовании
Учебные компетенции
1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.
2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.
3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.
4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.
5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование
Исследовательские компетенции:
1. Получение и обработка информации.
2. Обращение к различным источникам данных и их использование.
3. Организация консультации с экспертом.
4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.
Социально - личностные компетенции:
1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.
4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
5. Понимать произведения искусства и литературы
Коммуникативные компетенции
1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей
2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках
3. Выступать на публике.
4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.
5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных
Сотрудничество
1. Принимать решения.
2. Устанавливать и поддерживать контакты.
3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.
4. Вести переговоры.
5. Сотрудничать и работать в команде
Организаторская деятельность:
1. Организовывать свою работу
2. Принимать ответственность.
3.Овладевать инструментарием моделирования
4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.
5. Вступать в проект.
Личностно-адаптивные компетенции.
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации
Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.
Самообразование
как фактор повышения профессиональной компетенции педагога
Учитель математики Кольдецова И.В.
Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа вправе ожидать сл. результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
- методическая компетентность;
- исследовательская компетентность;
- управленческая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
образовательная компетентность.
Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами. Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
- Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
- Трудолюбие, честность, порядочность
- Эмоциональность, оптимизм
- Выразительность речи, педагогический такт
- Творческое начало личности
- Организаторские способности
- Чувство юмора
- Настойчивость, дисциплинированность и т.д.
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя. - Диагностирование, тестирование.
- Определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- План самообразования.
- Создания творческих групп.
- Повышение квалификации.
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
- Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Выделяют следующие направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания).
- Психолого-педагогическое и психологическое.
- Методическое .
- Эстетическое.
- В области ИКТ –технологий.
- В области охраны здоровья.
- Политическое.
- Языковое.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) непрерывное повышение квалификации
- в рамках курсовой подготовки очных, очно-заочных курсах;
- с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)
- участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек, музеев,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности,
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).
Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- повышение престижа образовательной организации.
Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя
1) Повышение качества преподавания предмета,
2) Готовность к педагогическому творчеству,
3) Профессиональный и карьерный рост,
4) Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника
5) Соответствие учителя требованиям общества и государства.
Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании.
Что работает и не работает в школе?
Кандидат педагогических наук Куксо Е.Н.
Школа довольно часто находится в плену мифов, стереотипов и популярных заблуждений. Например, какое-то время назад казалось, что технологии (например, интерактивные доски или ноутбуки для каждого школьника) резко изменят то, как дети учатся. Но исследования показали, что «техническая начинка» сама по себе мало что меняет. Интерактивные доски «работали» лишь тогда, когда учителей основательно и профессионально учили ими пользоваться.
|
Большинство людей считает, что они достаточно разумны и осведомлены, чтобы не поддаться влиянию мифов. Думаете, что вы устойчивы к стереотипам? Попробуйте протестировать свои знание и интуицию.
Как вы думаете, какие факторы связаны с ростом успехов школьников, а при внедрении каких достижения учеников не меняются никак (или растут лишь крайне незначительно):
- сокращение количества учеников в классе;
- самостоятельный контроль учеником процесса своего обучения;
- развернутая обратная реакция учителя на ответы ученика;
- раздельное обучение мальчиков и девочек;
- глубокое знание предмета учителем;
- формирование групп учеников по способностям;
- нестандартное пространство для обучения (например, на природе) по сравнению с обучением в традиционном классе (кабинете).
Для чистоты эксперимента не заглядывайте на следующую страницу и запишите ответы в два столбика (например, факторы, связанные с увеличением эффективности обучения и не связанные). Ответ ждет вас чуть далее.
Почему мифы опасны?
Первая опасность мифов скорее экономическая. Например, покупка определенного оборудования или внедрение нового подхода к обучению может стоить школе (или муниципалитету, региону, образовательной системе в целом) довольно больших денег. Однако если эффект от внедрения минимальный, то эти деньги было бы разумнее вложить во что-то другое (возможно, даже более дешевое).
Быть может, вы обращали внимание, что крупные корпорации (скажем, LEGO, Intel, Google и пр.), которые продвигают свои продукты на образовательный рынок, очень много внимания уделяют параллельному обучению учителей. Таким образом, они вкладываются в профессиональный и социальный капитал педагогов. В итоге трудно понять: ученики лучше учатся потому, что в школе появились дорогие конструкторы, или потому, что школьных учителей хорошо учили внешние эксперты?
Вторая опасность скорее ценностная. Если, находясь в плену мифов, школа экспериментирует на каком-то поколении учеников, то это представляется не очень честным. Внедрение в массовой школе непроверенных внешних методик — это несколько безответственно.
На мой взгляд, это частый порок в России. Из-за довольно сильного внешнего давления законодатели в области образования вводят новые методики и продвигают идеи, которые ранее едва ли тестировались на массовой школе. Скажу крамольное: очень многие положения новых ФГОС — это скорее подходы, в которые многие верят, а не которые уже доказали свою эффективность.
В чем альтернатива?
В странах с развитыми образовательными системами тратятся большие деньги на то, чтобы проводить исследования, которые определяют эффективность тех или иных подходов более объективно. Они позволяют развенчивать популярные мифы и находить те подходы, которые приносят максимальный результат при адекватных затратах.
Проблема большинства исследований состоит в том, что учителя редко читают научные статьи. А исследователи редко умеют описывать результаты своих работ так, чтобы это было интересно читать. Однако в последнее время появляется все больше обзоров научных работ, сделанных специально для руководителей школ и учителей. Например, ученый Джон Хэтти из Университета Мельбурна задался целью проанализировать основные научные работы о факторах, которые связаны с качеством образования школьников, и обобщить их в одной работе.
Количество статей и исследовательских работ, которые вошли в обзор, воистину впечатляет. Автор проанализировал более 900 научных статей (из них 100 — это метаанализы) об эффективности преподавания, образовательных реформ, внедрения инноваций, внешних факторов обучения и пр. Всего работа обобщает более 52 тысяч исследований с участием более 240 млн учеников в разных странах.
Джон Хэтти для всех измерений в статьях находит так называемый effect size: если объяснять максимально просто, то это насколько исследуемый параметр (использование групповой работы на уроке, высшее образование родителей, учеба в малом классе и пр.) изменяет средние показатели учебной эффективности (например, итоговых тестов, результатов PISA и пр.).
Ученый все исследования разбивает на шесть подгрупп (ученик, дом/семья, учитель, школа, учебная программа, методики обучения). Например, факторы, связанные с учеником, включают пол, здоровье, мотивацию, личностные особенности и подобное.
В результате исследователь получает такую таблицу значений (см. табл.).
Измерение
|
Кол-во исследований в анализе
|
Effect size
|
Стандартная ошибка
|
Ученик (например, его способности или мотивация)
|
11 909
|
0,39
|
0,044
|
Дом, семья (образование, ценности родителей)
|
2 347
|
0,31
|
0,053
|
Школа (финансовая обеспеченность, расположение)
|
4 688
|
0,23
|
0,072
|
Учитель
|
2 452
|
0,47
|
0,054
|
Учебный план
|
10 129
|
0,45
|
0,075
|
Преподавание (использование определенных методик)
|
28 642
|
0,43
|
0,070
|
Среднее
|
|
0,40
|
0,061
|
Эффект учителя, как видно из таблицы, в итоге самый высокий. Удивительно это для вас или нет? Больше, чем личные качества ученика (способности, мотивация и пр.) и социально-экономический и культурный статус семьи. А эффект школы в целом самый малый из исследуемых. Схожие выводы можно найти в докладе Майкла Барбера и Моны Муршед о том, что разброс качества преподавания внутри одной школы обычно больше, чем разница между школами.
Автор приводит таблицы с описанием отдельных факторов и размера эффектов. Гораздо более подробная таблица с описанием 195 факторов представлена на сайте исследования (на английском языке).
Если вы внимательно присмотритесь к таблице, то найдете ответы на вопросы из начала статьи. Можно считать, что все эффекты с размером 0,2 и ниже довольно незначительны, чтобы строить на них программы обучения. Эффекты от 0,2 до 0,4 уже заметны, но не оптимальны.
Лишь развернутая обратная связь на уроке существенно коррелирует с высокими достижениями. Все остальные параметры — это скорее стереотипы. Насколько вы были близки к истине?
Зачем это знать руководителю?
Вероятно, каждый директор хотел бы применять в школе те методы и технологии, которые приносили бы максимальный результат при разумных усилиях. Этот обзор исследований позволяет отделить зерна от плевел: не быть в плену у стереотипов и развивать в школе то, что с наибольшей вероятностью принесет лучшую отдачу.
Автор рекомендует обращать внимание на те факторы, чей эффект более 0,4, т. е. выше среднего. Джон Хэтти делает резонный вывод, что в целом разные способы повышения эффективности имеют право быть, но разные интервенции имеют различную стоимость. Например, сравнимые по эффекту сокращение классов с 25 до 15 человек (ES = 0,21) и использование программ подготовки к тестам (ES = 0,27) несопоставимы по затратам государства или отдельной школы.
Кроме того, в таблице представлены как факторы, на которые школа может повлиять (например, использование формативного оценивания), так и факторы, на которые повлиять практически не может (время ученика перед телевизором).
Если выбирать педагогические идеи для всей школы, то хорошо бы руководствоваться не только симпатиями, но и данными исследований.
Что можно использовать здесь и сейчас?
Стоит отметить, что большинство исследований проводилось в США, Великобритании, Австралии или Европе. Поэтому некоторые из подходов пока еще мало распространены в России, по ним нет русскоязычной методической поддержки (скажем, программы по Пиаже).
Однако некоторые методики и приемы хорошо разработаны и уже активно внедряются на постсоветском пространстве. Достаточно много информации и прикладных материалов можно найти по формативному оцениванию (ES = 0,68), например на сайте Центра педагогического мастерства.
|
раскрыть » / « свернуть