мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к формированию экологической культуры школьников с помощью интерактивных методов обучения
Задачи:
- Познакомить педагогов с интерактивными методами, их особенностями и классификацией.
- Определить преимущества интерактивных методов обучения в экологическом образовании школьников.
- Создать условия для формирования умения работать в группах на принципах уважения, доверия, свободомыслия.
- Знакомство со слушателями мастер-класса
- Здравствуйте, уважаемые участники сегодняшнего мастер-класса.
Поклонившись, мы сказали друг другу, хоть были совсем незнакомы,-
«Здравствуйте»!
Что особенного тем самым мы сказали друг другу?
Просто «Здравствуйте»!
От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?
От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?
От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?
От простого и доброго слова «Здравствуйте»!
В. Солоухин
IIОпределение темы и цели мастер-класса
- Я, Тилюпо Е.В., учитель биологии ГУО «СШ № 3 г. Кричева», предлагаю вашему вниманию мастер-класс. Для определения темы посмотрите, проанализируйте данную схему. Какие ассоциации возникли, глядя на схему? Какую информацию можете извлечь из неё?
Ученик
Педагог Ученик
Ученик
Анализ схемы участниками мастер-класса.
Обобщение и вывод мастера: Да, действительно, вы правы. Эта схема отражает взаимодействие, сотрудничество, активность, наличие обязательной обратной связи.
Все эти составляющие являются основными принципами интерактивного обучения.
Принципы интерактивного обучения.
Сегодня вам предлагается через педагогическое взаимодействие ближе познакомиться с некоторыми интерактивными методами обучения, которые я часто использую в экологическом образовании школьников, в частности, при изучении охраняемых животных Беларуси.
Тема «Формирование экологической культуры школьников с использованием интерактивных методов обучения»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию к формированию экологической культуры школьников с использованием интерактивных методов обучения
III Презентация опыта работы мастера
- Введение. Знакомство с отличительными особенностями интерактивных методов обучения.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ – это методы, погруженные в общение
- Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. «Интер» - это взаимный, «акт» - действовать. Интерактивный означает способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы.
Отличительной особенностью ИО является то, что каждый участник взаимодействия имеет право на свое собственное мнение. Принимается любая точка зрения, не допускается непосредственная ее оценка. Нельзя говорить ученику, что он не прав.
- Знакомство с классификацией интерактивных методов.
Структура интерактивного педагогического взаимодействия является основанием классификации ИМ. Выделяются следующие группы методов.
- Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации
- Методы обмена деятельностями
- Методы мыследеятельности
- Методы смыслотворчества
- Методы рефлексивной деятельности
- Знакомство с методами интерактивного обучения.
Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации
- Знакомство с вами началось с приветствия стихами В.Солоухина «Здравствуйте». Это и есть один из методов созданияблагоприятной атмосферы, организации коммуникации.
Из этой группы предлагаю еще 1 метод «Заверши фразу». Сущность его в оперативном включении участников в деятельность. Этот метод поможет выяснить ваши ожидания от мастер-класса. Завершите, пожалуйста, фразу «Я пришла (пришел) на мастер-класс для того, чтобы…».
Высказывания участников.
Мастер обобщает высказывания и намечает основные направления работы.
- На своих уроках, говоря об экологическом образовании, я предлагаю детям завершить фразы, которые меняются в зависимости от темы урока.
Например,
«Сегодня дождь, а это значит…»
«Я сегодня услышал пение соловья и ...»
Данный метод использую как мостик, переходное звено для оперативного включения в дальнейшую деятельность, переход к следующему этапу урока.
Методы обмена деятельностями
Сейчас предлагаю познакомиться со второй группой интерактивных методов:
методами обмена деятельностями .
Один из методов, который мне очень нравится «Сосуд мудрости». Он сочетает в себе формы индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности.
Демонстрация метода (сбор пословиц о животных).
Вопросы мастера:
- Легко ли было выполнить задание?
- У вас была возможность работать индивидуально, в парах, но вы обратились за помощью к аудитории. Почему?
- Что помогло справиться?
Вывод мастера: Как видим, легче и продуктивнее работать в сотрудничестве, взаимодействии. Исследования психологов, педагогов доказывают, что мы склонны запоминать 90% того, что говорим и делаем.
- Метод «Сосуд мудрости» применяю при изучении видового разнообразия животных и растений. Например, при изучении темы «Отряд хищные» ребята собирают загадки и пословицы о медведях, лисах, волках. Этот вид деятельности школьникам очень нравится. Он способствует развитию мотивации обучения, формированию навыков межличностного общения.
Хочется обратить внимание еще на 1 метод обмена деятельностями - «Метод проектов». Сущность его заключается в групповой работе учащихся над определенным проектом. Проекты бывают информационные, творческие и социальные. Данный метод способствует установлению эмоциональных контактов между учениками и развитию ценностного отношения к коллективу как единому целому.
Методы мыследеятельности
Следующая группа: Методы мыследеятельности. Именно они способствуют активизации познавательной и мыслительной деятельности, развитию индивидуального экологического сознания.
Один из методов, с которым мы знакомимся - «Самооценка».
Реализация метода «Самооценка» (участники мастер-класса оценивают и демонстрируют уровень своих знаний об охраняемых млекопитающих Могилевской области).
Мастер: Для устранения пробелов в знаниях, интерактивное обучение предполагает работу в группах.
Деление на 3 группы «Барсук», «Рысь», «Зубр», рассадка.
Определение правил работы в группах.
Реализация метода «Цветные фигуры» (позволяет расширить знания об охраняемых млекопитающих Могилевской области).
Творческий отчет каждой группы. Мастер комментирует и приводит интересные факты о данных животных.
Мастер: Спасибо, у вас получилось все достаточно интересно. Мы убедились, что каждое животное уникально. С помощью метода «Цветные фигуры» развивается экологическое мышление, выстраивается целостная картина взаимосвязи живых организмов. Т.о. расширяются сведения учащихся об окружающем мире. Наш с вами долг сохранить видовое разнообразие животных, чтобы их могли увидеть наши дети и внуки.
Методы смыслотворчества
-Что необходимо сделать для того, чтобы эти редкие виды животных существовали через 100 и 200 лет?
Организация дискуссии по данному вопросу.
Мастер: Все высказывания свидетельствуют о том, что каждый из нас способен внести свой вклад в сохранение видового разнообразия животных.
Прийти к такому выводу помог метод «Интеллектуальные качели», который предусматривает организацию дискуссии по проблемным вопросам и относится к группе интерактивных методов – методы смыслотворчества.
Повторное проведение метода «Самооценка».
- Мы познакомились с несколькими группами интерактивных методов.
- Подумайте и скажите, в чем их преимущества для формирования экологического мировоззрения школьников?
Высказывания участников.
ВЫВОД МАСТЕРА о преимуществах интерактивных методов обучения:
• Высокая мотивация.
• Творчество и фантазия.
• Коммуникабельность.
• Активная жизненная позиция.
• Командный дух.
• Свобода самовыражения.
• Взаимоуважение.
- Учитывая, что в современной школе ученик является субъектом деятельности, стоит сказать «да» интерактивным методам, но..
-НО!!! Не следует преувеличивать образовательного значения интерактивных методов. Они не могут быть источником систематических знаний и хороши в сочетании с другими формами обучения. Об этом должен знать каждый учитель, использующий интерактивные методы обучения.
Несмотря на множество преимуществ интерактивного обучения, не всегда всё получается, есть элемент риска, что что-то пойдет не так.
Но всегда есть выход!
ЭЛЕМЕНТ РИСКА
|
ПУТИ ВЫХОДА
|
1.Затягивание дискуссии,
обсуждения
|
Ввести и выполнять специальные правила
Установить временной барьер
|
2.Уход от темы.
|
Концентрация внимания на тему обсуждения
Изменить ситуацию сменой постановки вопроса
|
3.Повышенная физическая активность
|
Упражнения для глаз
Элемент неожиданности
|
4.Боязнь публичного выступления
|
Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри)
При работе в группе продумать ответы в
письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты)
|
Методы рефлексивной деятельности
- Ни одна технология, в том числе интерактивная, не может обойтись без рефлексивной деятельности, которая позволяет оценить свои действия, мысли, эмоции.
Один из методов рефлексии, который я хочу вам предложить, метод «Вопрос- ответ». Мне, как мастеру, хотелось бы услышать ответы на такие вопросы:
-Какие из методов вас заинтересовали для формирования экологического мировоззрения школьников? Почему?
-Что бы вы изменили в предложенном мастер-классе?
Обсудите эти вопросы в группах и наиболее популярные ответы озвучьте.
Работа в группах. Обсуждение результатов.
Мастер: Считаю, что очень важно знать, с каким настроением ученики уходят с урока. Для оценки вашего эмоционального состояния предлагаю применить метод «Ключевое слово». Выразите одним словом или короткой фразой ваше эмоциональное состояние в конце мастер-класса.
Высказывания участников мастер-класса
Завершение мастер-класса. Вручение буклетов, содержащих информацию об использованных интерактивных методах.
раскрыть » / « свернуть