Задачи:
- повысить профессиональную компетентность педагогов в сфере использования сервисов Web 2.0 в образовательном процессе;
- познакомить с теоретическими аспектами технологии сервисов Web 2.0. ;
- претавить возможности сервисов Web 2.0. для организации учебной деятельности учащихся;
- научить педагогов создавать учебные заданий используя возможности различных сервисов Web 2.0.
План:
- Презентация опыта работы педагога по использованию ресурсов сети Интернет для организации управления учебной деятельностью учащихся. Обзор возможностей применения сервисов Web 2.0. в образовательном процессе.
- Практическая часть:
- знакомство участников мастер-класса с сервисами визуализации информации: облако слов, фотоколлаж, мультимедийный буклет, лента времени, ментальная карта, инфографы, комиксы;
- работа с интерактивными дидактическими карточками Quizlet.com;
- создание совместной презентации Google.
- обобщение и контроль усвоенного материала с использованием интерактивной викторины.
- Рефлексия. Обсуждение результатов работы проведенного мастер- класса.
1. Организационный момент
Ключевой вопрос: Что общее связывает эти изображения?
Добрый день!
Чтобы начать наш мастер-класс мне понадобится один доброволец. Сейчас я завяжу вам глаза и попрошу вас дойти до конца класса, дотронуться до стены и повернуться к нам. Спасибо.
Что вы чувствовали, когда продвигались по классу?
Что вам мешало?
Кто помогал?
Страх присутствовал?
Кто испытывал страх в своей жизни?
Страх это хорошо или плохо? (обсудите в парах)
С одной стороны, страх нас парализует, но с другой стороны помогает нам проверять границы наших возможностей. А теперь приведу немного статистики.
В соответствии с Концепцией информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, на текущий момент примерно 77% педагогических работников (без учета учителей информатики) учреждений общего среднего образования, используют или готовы использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем, количество слушателей, проходящих повышение квалификации в области ИКТ, ежегодно составляет менее 10% от всего числа педагогических работников, что не соответствует настоящим потребностям развития системы образования.
Как вы думаете, в чем причина такого расхождения?
Наши ученики узнают, как использовать планшеты, компьютеры и смартфоны с самого раннего возраста, и не могут представить свою повседневную жизнь без этих устройств. Они – являются «аборигенами Цифрового века». В то время как многие учителя «Цифровые эмигранты» не рождались в цифровой среде, однако, перед ними стоит задача научить учащихся использовать данные устройства для получения новых знаний, а не только для отдыха.
Сегодня я попытаюсь вам доказать, что использование ИК технологий, а в частности сервисов Web 2.0. это просто, интересно и эффективно.
- Актуализация знаний участников мастер-класса
Для начала давайте разведём 2 понятия, лежащие в основе нашей беседы: Интернет и WEB.
Интернет - это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких - либо промежуточных носителей информации.
Они расположены в разных странах на разных континентах. Их разделяют тысячи километров, моря и океаны. Но они соединены между собой специальными каналами связи (выделенные линии, кабельные и беспроводные сети, спутниковая связь) и образуют всемирную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ
"Веб" - это информационное наполнение (контент) сети Интернет.
Ситуацию это не очень прояснило, но идем дальше. Если есть веб 2.0., значит был и веб 1.0 и в чем разница?
Благодаря возможностям ресурсов web 1.0 мы изучаем и анализируем информацию, приведенную на сайтах. Принцип использования этих ресурсов - это потребление информации, представленнойавтором.
Web 2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие. Впервые термин «Веб 2.0» появился в сентябре 2005 года, его автором принято считать Тима О’Рейли – руководителя издательской компании O'Reilly Media. В своей статье «What Is Web 2.0» Тим О’Рейли определил «Веб 2.0» как «методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются».
Отличительной чертой Web 2.0. сервисов является простота их использования, доступность, надёжность, а также широкие возможности создания собственных материалов как в рамках индивидуальной работы, так и коллективно. Такие сервисы получили название «социальные сервисы», где слово «социальный» является ключевым.
- Презентация опыта работы педагога по использованию ресурсов сети Интернет для организации управления учебной деятельностью учащихся. Обзор возможностей применения сервисов Web 2.0. в образовательном процессе
Важность общения и социального взаимодействия в процессе обучения иностранному языку бесспорна, поэтому неудивительно, что в связи с переходом к компетентностному подходу в современной образовательной практике все большее распространение получают и используются в преподавании интернет-ресурсы и сервисы Web 2.0., которые позволяют развивать у обучаемых многие умения и навыки, необходимые в современном информационном обществе для успешной профессиональной деятельности будущего и сложившегося специалиста, а также существенно разнообразить возможности традиционных форм обучения.
Массовое распространение сервисов Web 2.0. открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, использования в учебных целях свободных электронных ресурсов, самостоятельного создания контента. Применение сервисов Web 2.0.в учебном процессе позволяет педагогам существенно повысить качество обучения, спроектировать занятие на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным.
Какие сервисы Web 2.0. представлены в сети Интернет? Я уверена, что о некоторых из них вы слышали, а с некоторыми работали, не подозревая, что это сервисы Web 2.0.
Общепринятой и единой классификации сервисов web 2.0 на сегодняшний день не существует. Это объясняется, в первую очередь тем, что их число постоянно растет, появляются новые сервисы с новыми возможностями. Но так как все мы работаем в сфере образования, то будем рассматривать их с точки зрения их функциональных возможностей и круга решаемых задач, то можно говорить о таких группах сервисов, востребованных в образовании.
Изучите облако слов и отыщите основные виды сервисов Web 2.0. заполните интеллект-карту. Демонстрация интеллект карты в виде презентации.
Каждый из сервисов Web 2.0. можно использовать в учебных целях. Варианты использования зависят, пожалуй, в основном от возможностей предлагаемой программы, пользовательских навыков участников группы и фантазии преподавателя.
Однако часто учителю для работы требуется нечто свое, оригинальное, чего он не находит во Всемирной паутине. И тогда на помощь приходят сервисы по созданию продукта.
Итак, подводим итог изученному теоретическому материалу, выберите правильные ответы. А как вы думаете, какие продукты сервисов Web 2.0. я использовала в теоретическом блоке? (интеллект-карта, лента времени, облако слов)
III. Имитационная деятельность с демонстрацией приемов эффективной работы
А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части мастер-класса.
Сейчас много говорят о необходимости владения языками, когда готовилась к мастер-классу, на глаза попался анекдот оптимисты изучают английский, пессимисты изучают китайский, а реалисты- автомат Калашникова.
Может их и вправду учить не надо? Сейчас так много приложений-переводчиков. Посмотрите фрагмент моей любимой передачи о путешествиях.
Смотрят сюжет. Орел и решка Гуанчжоу.
Как вы видите, приложения не совершенны и язык все-таки нужно учить, а заучивание слов самое нелюбимое занятие у всех учеников и не только.
Поэтому я хочу познакомить вас с сервисом интерактивных дидактических карточек Quizlet, очень упростит задачу заучивания слов, выражений, понятий.
- Quizlet — сервис хранения карточек, по которым можно учить иностранные языки и любую другую информацию, которую можно представить в виде этих самых карточек. Quizlet предлагает игровой вариант обучения с помощью создания специальных списков, которые называются сэты (set). Приложение имеет большое количество рубрик: иностранные языки, математика и наука, литература и искусство, история и география. Здесь можно найти и использовать уже готовые сеты с карточками или создать свои собственные сеты с необходимой лексикой. Варианты использования карточек:
üРежим просмотра карточек
üРежим «Орфограф» (введите то, что слышите)
üРежим «Учить» (в двух вариантах: вписать перевод слова и прослушать значение и записать)
üРежим «Тест» (4 типа вопросов)
üИгра «Scatter» (Пусть все ичезнет! Перетаскивай термины на их значения, чтобы они исчезли.)
üИгра «Космическая гонка» (Уничтожь пролетающие слова, набирая их и нажимая Enter. Слова можно писать в любом порядке, но постарайся, чтобы они не добирались до конца экрана.)
Я использую этот инструмент для запоминания и систематизации лексики и хранения ее всегда доступной как для меня, так и для моих учеников в любое время в любом месте
Задание 1.
Откройте в браузере GoogleChromeзакладку Quizlet, перед вами появится страница упражнений, которые были созданы мной. Коль мы заговорили о путешествиях, то я предлагаю вам запомнить пять самых необходимых фраз на английском во время путешествия. (Описываю как с ними работать).
Педагоги разбиваются на пары, каждая пара выполняет тренировочное задание, которое необходимо выполнить, выводы записывают в таблицу.
Выводы
Сколько слов вы запомнили?
|
|
От вас потребовались значительные усилия для запоминания?
|
Да/Нет
|
Какие компетенции учащихся можно формировать с помощью данного сервиса?
|
Языковую/ речевую /социокультурную/
компенсаторную/ информационную /
учебно-познавательную
|
Как вы сможете применять данный сервис в своей педагогической практике (в повседневной жизни)?
|
|
Будете ли вы рекомендовать его коллегам?
|
|
После выполнения участники делятся впечатлениями.
Задание 2.
А сейчас мы перейдем к работе в одном из сервисов Google. А вы знаете что означает это слово? Название Google - это математический термин "гугол" (googol), который обозначает число, выраженное единицей со 100 нулями.
Компания могла бы называться Googol, если бы на чеке не перепутали написание, превратив поисковик в Google.
Наиболее популярны и доступны педагогическому сообществу сервисы Google: диск для хранения информации, документы, презентации, карты, электронная почта, календари, опросы, блоги, видеосервисы и др.
Сервисы Google — это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. Большинство из них — веб-приложения, требующие от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру.
А мы с вами поработаем над созданием совместной презентации в сервисе Google Презентации.
В браузере выберите Приложения Google- GoogleДиск –Доступные мне – Презентация «Вокруг света за 5 минут» Предлагаю продолжить тему путешествий и создать мини проект в рамках презентации.
Педагоги работают в парах, каждая пара создает свой слайд. Делают выводы по результатам работы с данным сервисом.
Выводы
Работа с сервисами создания совместных презентаций носит творческий характер и требует навыков по анализу и отбору информации, ее обработке и представлению, а также пользовательских навыков.
Моделирование
С облаком слов или тегов вы наверняка уже не раз встречались в сети Интернет. Как правило, такое облако «висит» на сайте в боковой колонке, а при наведении курсора на него слова начинают или увеличиваться в размерах, или «вращаться» вокруг невидимой нам оси.
Благодаря удобству использования и внешней привлекательности облака слов часто используют в блогах и на тематических сайтах.
Первоначально облака слов выступали только как средства организации гиперссылок. Постепенно их функции видоизменялись, и сегодня область их использования гораздо шире.
Во-первых, словами, из которых формируется облако, теперь могут быть не только гиперссылки. Вы можете взять любой текст и с помощью специальных программных средств превратить его в облако слов. Во-вторых, облака слов нашли применение, помимо сайтостроения, во многих других сферах, в том числе в сфере образования.
Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?
Существуют различные способы:
- как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
- для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
- для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
- для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
- как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
- для представления результатов опроса или обсуждения;
- и много других вариантов, которые подскажут вам профессиональный опыт и творческое воображение.
Приведём несколько конкретных примеров использования облака слов учителями:
- на уроках русского языка и литературы:
- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Соберите стишок» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;
- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
- на уроках математики:
- задание «Устный счет» (кто быстрее решит все примеры? Кто найдет больше примеров и решит их? Решить только те примеры, которые имеют положительный ответ и т.п.);
- задание «Составьте примеры» — облако содержит математические термины, знаки, цифры;
- на этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы;
- на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;
- на любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
- во внеклассной работе — конкурс плакатов, создание логотипа команды, «Облако эмоций» и т.д.
Уважаемые коллеги, пока вы выступали в роли учеников, а сейчас самое время вам самим создать так называемый сетевой контент.
Я предлагаю вам совместно создать облако слов в сервисе. Wordcloud.pro
Предлагаю вам включить в него все основные понятия, термины, характеристики или виды деятельности, относящиеся к сервисам Web 2.0.?
Предполагаемые понятия:общение, поддержка и развития социальныхконтактов;совместный поиск, хранение, редактирование, классификации информации, обменмедиаданными;творческой деятельности сетевого характера, индивидуального и коллективного взаимодействия, планирования , интенсивный, эффективный.
А сейчас я хотела бы вернуться к ключевому вопросу. Все эти изображения связывает слово Веб. Причем тут кактус?
VI. Рефлексия, обсуждение итогов работы
И, чтобы подвести итог нашей работы и оценить ее результативность, я предлагаю вам принять участие в опросе, и для этой цели использую еще один сервис Web 2.0. –это интерактивная викторина Kahoot! (проиграть два раза)
Я считаю, что использование ресурсов сети Интернет позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания через:
положительную мотивацию;
создание условий для получения учебной информации из различных источников;
повышение уровня использования наглядности на уроке;
возможность организации проектной деятельности учащихся;
качественное изменение взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
Бесспорно, это не решает всех проблем, не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся.
Я считаю, что информационно-компьютерные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Спасибо за работу!
раскрыть » / « свернуть