Да здравствует молодой учитель! Молодые учителя импульсивны, в манере их поведения много общего с тем, как ведут себя старшеклассники. Это их роднит и сближает и даёт им право судить как бы со стороны. У них есть преимущество людей, не совершивших ошибок, хотя бы потому, что они ещё совсем не действовали. Тут молодые учителя и старшеклассники почти на равных, они, как это иногда называют, консолидируются и представляют собой довольно устойчивую школьную социальную силу. Их оценки школьных событий и проблем во многом совпадают. Они понимают друг друга без лишних слов. Именно через молодых учителей, их участие, их поддержку легче выйти на старшеклассников и привлечь их к делу. Но, скажу откровенно, у молодых учителей есть черты, которые меня очень волнуют. Нынче им свойственно некое философствование, какая-то ложная умудрённость: было, всё было, как будто было с ними. Отсюда – пассивность, инертность. Но у нас – дети! И чтобы не творилось в мире, какие бы истины не перевешивали, есть и непреложное: Родина, её история и будущее, совесть, честь, порядочность. Конечно, походы, КВНы – это хорошо. Однако, когда я говорю об инициативности, я имею в виду прежде всего не развлекательство. Активность – это не «два притопа, три прихлопа». Это общественная мысль, забота, это перспективная идея и её воплощение, это конструктивность. Всё это – свойства молодости.
Может быть, чтобы стать потом педагогической основой школы, тебе сейчас надо не упустить того, что может подарить человеку только молодость. Очень желаю тебе этого и потому, не становясь в позу всезнающего и всеумеющего сверхпециалиста, эдакого педагогического супермена, хочу дать тебе несколько советов. И если я беру на себя смелость советовать, то делаю это просто так, без всяких притязаний. Просто по-дружески.
Итак, СОВЕТ ПЕРВЫЙ:
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоём снисхождении. Да, она тебя ждёт, можно сказать, с распростёртыми объятиями, она хочет, чтобы ты у неё был, но у неё есть достоинство. И это достоинство – дети. Поэтому не надо глядеть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.
Так что сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более, что хороший учитель лучше посредственного поэта или актёра. Впрочем, наверное, не следует сравнивать профессии. Дело ведь не в том, какая профессия, а в том, насколько она тебе подходит. А вот в этом следует разобраться. Но нельзя разобраться на бегу. Надо поработать с полной отдачей, надо выложиться. И для этого надо считать школу своим делом, а не чужим, куда ты попал случайно. Разобраться - значит понять, по душе ли тебе труд учителя.Но не торопись с выводами.
Сначала вникни во ВТОРОЙ СОВЕТ:
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество, как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приёмы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остаётся собой. Вспомним Л.С.Выгодского: «Творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Как же распознать, что в тебе твоё, а что – чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. Но если у тебя не будет внутреннего чувства истины, ты будешь не учитель, а «чего изволите?» Это другая крайность, в противовес самомнению. И потом, кто сказал, что учитель создаёт свой образ раз и навсегда? Маяковский писал о художнике Келине: «Лучший учитель. Твёрдый. Меняющийся».
Образ – не схема, а живое лицо. Оно может быть весёлым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.
СОВЕТ ТРЕТИЙ:
Не замыкайся в своём учительстве. Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Люби жизнь в самых разных её проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
Будучи молодым учителем, я, например, увлекался туризмом. В студенческие годы я был активным участником походов, писал туристские песни, работал даже инструктором туристского лагеря. В школу я пришёл с большим энтузиазмом, запасом навыков, опыта и большого желания научить туризму своих учеников.
Во-первых, будучи классным руководителем, я, можно сказать, сразу завевал свой класс именно тем, что почти каждое воскресенье отправлялся с ребятами в поход. Во-вторых, среди учительской молодёжи у меня нашлись сторонники и сподвижники. Мы стали проводить общешкольные слёты, где обязательным атрибутом были костры, песни, туристские эстафеты. В-третьих, каникулы у нас стали временем многодневных походов. В-четвёртых, благодаря повальному увлечению туризмом в школе стало намного интереснее, образовался устойчивый нравственный микроклимат, стиль взаимоотношений товарищеский, открытый, весёлый. Пожилым учителям поднять такое дело не под силу.
И опять же нужно помнить, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет к этому способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Но тогда должно быть что-то другое, что тебе свойственно. А самое главное – и тут уж особые способности не нужны – тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.
Творческий человек, как правило, многогранен. Я не говорю о гениях, но их примеры общеизвестны и очевидны: Пушкин, Лермонтов, Шевченко, Маяковский – не только поэты, но и художники. Грибоедов и Пастернак – ещё и композиторы. Некрасов и Тургенев любили охоту. Учителю тоже нужна увлечённость, и мне кажется, что если эта увлечённость сосредоточена только на преподавании, - этого мало. Правда, бывает и другая увлечённость – меркантильность, стремление любыми средствами добыть как можно больше денег. Михоэлс однажды рассказал такую притчу. Один человек нашёл бутылочный осколок, поднёс его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Осколок ему очень понравился, но показался слишком обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял и позолотил одну сторону стекла. Осколок стал ценной вещью. Но когда человек снова поднёс его к глазам, он не увидел ничего, кроме своего отражения.
Увлечённость, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, на дуде игрец. Но про иного учителя говорят: он – эрудит, или: он – хороший методист, или: он – энтузиаст внеклассной работы. Это комплименты только в том случае, если все другие стороны деятельности тоже хороши.
Поэтому ЧЕТВЁРТЫЙ СОВЕТ:
Помни о комплексном характере учительского труда. Всё имеет значение: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это всё взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то чисто условно. Заметь, любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально. Ты можешь возразить, что тебе известны учителя, которые хорошо знают свой предмет, но не владеют методикой, или такие, что дают уроки, которые после звонка как ветром сдувает, или такие, у которых дети стоят на головах, а они орут и оскорбляют их. Да, такие есть. И я советую тебе сделать всё, чтобы такими не быть. Они несчастны также, как и их ученики.
В связи с этим формулирую свой ПЯТЫЙ СОВЕТ:
Будь счастливым. Правда, это больше похоже на пожелание, чем на совет. Тогда я скажу так: будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть даже иногда несбыточные, но конструктивные. Есть такая грамматическая фраза, в которой «чтобы» и «что бы» пишется и слитно и раздельно: «Чтобы такое предпринять, чтобы освежиться?» Если глаголу «освежиться» придать метафорический смысл, эту фразу можно взять на вооружение, как девиз.
Я отнюдь не хочу выглядеть в твоих глазах эдаким бодрячком. В жизни каждому бывает тяжело и горько, у каждого случается несчастье и горе. И у меня иногда просто опускаются руки. И утром, бывает, не хочется вставать и идти в школу. И даже дети порой так надоедают… Но надо всё это преодолевать. Жизнь – это преодоление трудных и даже критических ситуаций. Но у тебя всё будет хорошо. Собери свою волю. Не будь лапшей. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего.
Да, мы иногда идём на разного рода компромиссы, и это не противоречит тому, что сейчас было сказано. Это апелляция к разуму. Бескомпромиссность – это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель всё равно должна быть. И не только цель урока, и не столько цель урока, сколько цель всего твоего учительства.
Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще. Хотя, впрочем, недотёпа – это тоже образ, и иногда довольно симпатичный, пусть даже смешной. И, конечно, образ чисто внешний. Внутри у тебя, дорогой мой, всё чётко и уверенно.
ШЕСТОЙ СОВЕТ:
Будь честным и правдивым. «Подумаешь, - скажешь ты, - я сам это ученикам каждый день говорю». И напрасно. Каждый день это говорить не надо. Сказал один раз – и хватит. Но так, чтобы ребята тебе поверили. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» – это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Двое мальчишек подрались. Кого вы накажете? Они оба говорят: «Мы играем!» Я прихожу в класс и спрашиваю: «Кто сломал стул?» Тот, кто сломал, отсутствует. Все остальные молчат, хотя знают. У них есть свои понятия о чести. Я им говорю: «Ребята, с мебелью очень трудно». И они это понимают и в душе осуждают сломавшего, но они его выдать не могут. Лучше соврут: «Это сломал кто-то не из нашего класса». Парадокс: врут и считают, что поступают честно. И самое смешное то, что я с ними согласен. Таких ситуаций у тебя будет миллион. Не увлекайся в следствие. У меня девятиклассницы попались: курили в подъезде. Потом долго рыдали у меня в кабинете, и мне показалось, что они действительно раскаиваются. Я согласился пока не вызывать родителей и велел им к понедельнику выучить стихотворение Маяковского «Я счастлив». Счастлив потому, что бросил курить.
Скажу откровенно: я тоже иногда вру. Не обманываю принципиально, а так … привираю для красы. У меня был случай на уроке. Я рассказывал о том, как Некрасов потерял рукопись романа Чернышевского «Что делать?» Он выронил сверток, когда ехал на извозчике. Приехал домой – рукописи нет, единственного экземпляра! «Представляете, - говорю я ребятам, - в каком отчаянии был Некрасов. Он схватился за голову и просто рвал на себе волосы!»
Ребята сидят тихо, и по их глазам видно, что им Некрасова жаль. Вдруг с задней парты раздаётся голос любителя истины: «Но ведь Некрасов был лысым…» Класс хохочет, и я – громче всех. Что это доказывает? Только то, что надо быть честным и правдивым, что тебе и советую.
СОВЕТ СЕДЬМОЙ:
Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говориться, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон – это всё.
Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Или ты называешь какую-нибудь фамилию, а они смеются, потому что в классе есть однофамилец. В класс пришёл новенький: Пушкин! Смеялись над ним до тех пор, пока не привыкли. Потом, когда говорили «Пушкин», все представляли Алёшу, а не великого поэта. Смеются над всем, что касается нежных отношений. Дьяконова сидит за последней партой, а за предпоследней Маштаков, который всё время оборачивается к Дьяконовой. Я говорю: «Маштаков, ну что ты всё время смотришь на Дьяконову? Обрати внимание и на меня!» Все смеются. Дьяконова даже не краснеет. В таких ситуациях важно не обидеть.
Не надо смотреть на юмор, как на приём. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Всё, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так, хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке учитель должен владеть, в том числе и смешной. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит» класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеётся, и учитель смеётся, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.
СОВЕТ ВОСЬМОЙ:
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно, дети тебя всё равно раскусят.
Часто учителя сравнивают с актёром, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай. Вспомни: настоящий актёр вживается в роль, стремиться постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же надо перевоплощаться.
Сходство между учителем и актёром заключается, может быть в том, что и тот и другой выходят к аудитории, на публику. Если между актёром и зрителем не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза. В такие минуты учитель счастлив.
Больше всего я не люблю, когда учитель на уроке не говорит, а декламирует или выступает. Он как будто уже не он, а кто-то другой, по его понятиям лучше того, каким он является на самом деле. А на самом деле хуже, потому что искусственнее. Он притворяется, и это всем понятно.
Самое главное в том, что такой учитель как бы приучает детей к этой ложной патетике, и некоторые доверчивые дети думают, что так и должно быть. Формируется безвкусица. Находятся ученики, которые через какое-то время сами становятся учителями, причём такими же. Вот какие основы мы закладываем.
Между тем романтики, увлечённые учителя не обязательно говорят с пафосом. Душевные крылья, которые возносят их над повседневностью, порой никому не видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Но в этих людях есть что-то детское, они и ведут себя иногда почти как дети.
СОВЕТ ДЕВЯТЫЙ:
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. И если в годы застоя мы только и делали, что производили впечатление и играли в какую-то общую лживую игру, то теперь это не нужно, потому что всем и так ясно, если король голый. И без мальчика.
В общем, не задирай нос, даже если что-то удалось. Радуйся и торжествуй, но не увлекайся в торжестве. Это опасно.
Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри. Демонстрировать это неприлично. Честолюбие всё-таки играет вспомогательную роль, как стимулятор дела. Главное – дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хотя не всегда нам ясно до конца и значение дела, и его результат. Как сказал поэт:
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
Он же в этом стихотворении сказал ещё и то, что учителю надо помнить всегда в применении к себе:
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха и успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Это твоё кредо, запомни! Ты всегда на виду, тем более у детей, которые всё видят и всё замечают. От их внимательного взгляда не ускользнёт ничего. И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные судьи и ценители, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья. Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.
И МОЙ ПОСЛЕДНИЙ ДЕСЯТЫЙ СОВЕТ:
Обрети гражданскую позицию Я говорю «обрети», но, может быть, она у тебя уже есть. Может быть… Но она формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Рассуждать о политике, о патриотизме, об интернационализме все мастера. Но не пополняй и так многочисленные ряды «пикейных жилетов». Помни, что у тебя есть дети, и эта позиция нужна им.
Гражданская позиция прежде всего – нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи – ты. И от тебя зависит, дойдёт ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте, или будет так хитроумно перевёрнута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.
Да, в наше время крушения устоявшихся политических стереотипов важно помочь детям сформироваться и вырасти стойкими и убеждёнными гуманистами.
И, наконец, самое последнее:
Не воспринимай эти советы как некое подобие скрижалей или безапелляционного провозглашения непреложный истин. Я не оракул. Абсолютных правил, годных на все случаи жизни, не знаю. Думай сам!
Богуславский С.Р.,
кандидат педагогических наук,
заслуженный учитель РФ
Как подготовить и провести урок
Со времен Яна Амоса Коменского урок уже более четырех столетий является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. И на протяжении всего времени его существования педагоги стремятся к усовершенствованию, повышению эффективности учебного занятия. Белорусская школа в этом отношении – не исключение. Применение новых образовательных технологий, информатизация образовательного процесса, нестандартные уроки – все это призвано способствовать интенсификации, оптимизации учебного процесса. Такие тенденции не случайны. Школа всегда была зеркалом общества. Изменилось общество – оно стало обществом информационного типа – изменился заказ общества школе. Ранее обществу требовался «ученик знающий», то есть приоритетом образования было получение определенной (достаточно большой) суммы знаний. В настоящее время обновление банка знаний человечества происходит не за десятилетия и не за годы, а за дни. И главная задача школы – научить детей работать с информацией, а не просто запоминать ее. Во всех образовательных стандартах от ученика требуются умения применять знания на практике, устанавливать связи между явлениями, анализировать, делать выводы, прогнозировать, решать проблемные задачи. То есть это не столько репродуктивный, сколько творческий уровень, требующий решения такой задачи, как развитие личности ученика.
В связи с этим Марк Поташник сформулировал требования, предъявляемые к современному уроку следующим образом:
- Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
- Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
- Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
- Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
- Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.
- Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
- Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
- Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.
10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.
- Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
- Целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, информационно-коммуникационных технологий и т.д.).
13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
- Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.
- Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
(Методическая работа в школе: Организация и управление. Под редакцией Поташника М.М. - М: НИИУ ЭРО АПН СССР, 1990).
Успех урока во многом зависит от планирования, от того, насколько грамотно отобран учебный материал, продумана деятельность различных групп учащихся и класса в целом, учтены индивидуальные особенности школьников.
В литературе для учителей имеется немало рекомендаций по подготовке к уроку. Мы предлагаем алгоритм проектирования урока как образовательной системы, который на протяжении многих лет используется в школе и получил высокую оценку педагогов-практиков.
Алгоритм подготовки к уроку
- Проведите диагностику: оцените уровень подготовки класса, свои силы и возможности, наличие необходимой материальной базы (кабинета, оборудования и др.). Анализ позволит избежать ошибок на всех этапах планирования урока, так как вы будете учитывать его данные как при постановке целей, так и при отборе содержания материала, при определении форм и методов работы.
- Изучите нормативные требования (в первую очередь, требования учебной программы) и методические рекомендации к уроку. Определите основные понятия, знания и умения, которые должны усвоить учащиеся.
- Определите тип урока и его место и роль в системе других уроков. Важно увидеть урок в ретроспективе (что и когда по этой теме изучалось ранее) и в перспективе (где и когда этом материал будет востребован дальше). Тем самым вы исключите ненужные этапы и формы работы на уроке, повторное изучение уже известного учащимся материала и сконцентрируетесь на главном. Например, если урок является первым в изучении темы, а накануне учащиеся выполняли контрольную (или проверочную) работу по предыдущей теме, проверять домашнее задание не нужно, этот урок может быть уроком изучения нового материала; если учащиеся знакомы с основными определениями, нет смысла изучать их заново, достаточно повторить и т.д.
- Определите цели урока (см. ниже «Практические рекомендации по определению целей урока»).
- Отберите учебное содержание. В первую очередь ориентируйтесь на требования программы и материал учебника. Довольно часто у начинающих учителей встречаются две крайности – либо используется только материал учебника (порой не всегда удачный), либо так много дополнительной информации (как правило, обширной и интересной), что теряется главное – зачем эта информация преподносится и что иллюстрирует. Результат – ученик помнит отдельные факты, а главное остается за кадром. Из содержания необходимо выбирать то, что быстрее всего приводит к реализации цели урока, выделять главное – то, на чем нужно акцентировать внимание. Следует продумать, какие записи будут делать учащиеся в тетрадях, какие схемы, таблицы, чертежи будете выполнять на доске – т.е. каким образом вы будете преподносить содержание. Необходимо выявить связи данного материала с другими предметами и использовать эти связи при изучении нового материала и формировании знаний и умений учащихся.
- Определите этапы урока, их последовательность и продолжительность (см. ниже «Этапы урока. Конструирование различных типов уроков»).
- Выберите методы и формы работы на каждом из этапов – тем самым вы определяете характер деятельности учащихся и учителя. Важно выбрать такие методы, чтобы они не только решали цели обучения, но и соответствовали задачам развития и воспитания учащихся, были адекватными содержанию урока, возрастным и личностным особенностям развития учащихся. Важно также выбор метода осуществлять не интуитивно, а педагогически обосновано. Для этого учителю нужно знать функции и возможности каждого метода и ограничения на их применение, а также уметь применять метод в реальном образовательном процессе. Характеристика методов дана ниже в данном пособии.
- Подберите средства обучения, дидактический материал к уроку. При принятии решения о выборе средств обучения нужно учитывать, умеют ли учащиеся ими пользоваться. Если нет, необходимо продумать, как научить их этому. Не «загромождайте» урок лишними средствами, не отвлекайте учащихся от главного. Например, нет смысла показывать 15-минутный фрагмент видеоматериалов, если результат просмотра – ответ на второстепенный вопрос.
- Определите, как будет осуществляться «обратная связь» - каким образом вы будете контролировать результат каждого этапа урока, определять, насколько учащиеся поняли и приняли учебный материал. Продумайте систему оценки результатов учебной деятельности учащихся и подведение итогов всего урока.
- Определите домашнее задание и способ его предъявления, продумайте, на каком этапе урока это уместно сделать.
- Составьте проект урока (план, план-конспект или технологическую карту – их характеристика приводится ниже – «Проект урока»).
- Оцените спланированный урок сквозь призму критериев его эффективности. В частности, оцените «поместится» ли ваш план в 45 минут урока, «потянут» ли его ваши ученики и т.д. Внесите необходимые коррективы.
Практические рекомендации по определению целей урока
Распространенная ошибка: цель подбирают к уже написанному конспекту, в последний момент, «для завуча», а то и вообще обходятся без нее. Результат: бесструктурный урок с невнятным результатом, отсутствие одной из функций урока (например, воспитывающей).
Цель должна быть «образом конечного результата урока» (Н.И. Запрудский), определять, для чего нужен этот урок.
Цель формулируется как «триединая»: включает образовательный, развивающий и воспитывающий аспекты.
Образовательный аспект:
- Выделение основных фактов, событий, выводов, которые должны быть усвоены на уроке.
- Обеспечение усвоения понятий, входящих в содержание темы урока.
- Закрепление умений и навыков учебной работы.
- Формируемые умения, теории, представления.
Развивающий аспект:
- Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов.
- Задачи развития умений выделять главное, делать выводы.
- Обеспечение в ходе урока у школьников самостоятельности в учении.
- Развитие речи учащихся, создание эмоциональных переживаний.
- Развитие мышления, речи, памяти, эмоций, интересов, способности использовать теоретические умения на практике.
Воспитывающий аспект:
- Содействие в ходе урока формированию мировоззренческих идей, познавательности мира и т.п.
- Ознакомление с общественно-политическими событиями, разоблачение антиобщественной пропаганды.
- Трудовое воспитание, профориентация, нравственное, эстетическое воспитание и др.
Обучающие цели ставятся на основании требований учебной программы (разделов «Учащиеся должны знать…», «Учащиеся должны уметь»…).
Белорусский ученый, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования» Н.И. Запрудский предлагает формулировать образовательную цель не с позиций учителя (дать понятие, сформировать знания, раскрыть, показать и т.п.), а с позиций ученика (владение учащимися следующими умениями…). В современной методической литературе часто встречаются рекомендации формулировать цель через ожидаемый результат учащихся: учащиеся должны иметь представление, распознавать, понимать содержание и т.п.
Такой подход, по мнению Н.И. Запрудского, исключает формализм в формулировке цели, способствует продуктивности работы на уроке, так как главным становится не «подача» учителем материала, а учебная деятельность учащихся.
Ведь если преподаватель ставит, например, цель урока: «доказать расчетным путем экономическую эффективность использования того или иного технического приспособления», то он как бы замыкает ее на себя, а если эта же цель звучит по-другому:
«добиться понимания учащимися экономической эффективности технического приспособления и научить их доказывать ее расчетным путем», - то она замыкается на учащихся и ее достижение можно проверить.
Ошибочным является подмена цели содержанием: «Познакомить учащихся с ...» или подмена цели процессом деятельности: «Учащиеся решают задачи по теме…»
Цели и задачи воспитания и развития должны быть «привязаны» к учащимся: их наличному уровню владения учебным материалам, степени сформированности интеллектуальных умений, характеристикам воспитанности и др.. Формулировки рекомендуется начинать со следующих слов: «содействовать», «способствовать», «создать условия», «организовать ситуацию» и т.п.. Не рекомендуется употреблять глаголы «воспитывать», «формировать», такие формулировки большинство ученых считают некорректными.
Проект урока
Для записи разработанных проектов уроков возможны следующие формы: план, план-конспект, технологическая карта, методическая разработка.
План урока – практическое изложение методической и педагогической структуры урока. В плане фиксируется дата, тема, цель, задачи, тип урока. Выделяются этапы урока, прописываются методы и формы работы на каждом из них, фиксируются основные элементы содержания. В плане указывают способы диагностики результатов учебной деятельности учащихся и домашнее задание (в том числе дифференцированное и индивидуальное).
Схема составления плана урока
Дата
Тема урока
Обучающая цель:
Задачи развития и воспитания:
Тип урока:
Ход урока (по этапам) – кратко прописывается содержание, методы и формы работы, деятельность учителя и ученика:
- Проверка домашнего задания.
- Тест «………………………» - выполняют все учащиеся.
- Ответ у доски учащихся …………….. Вопросы:………….
- Индивидуальные задания на карточках: ……………………………………………………………………………..
- Актуализация знаний учащихся.
Фронтальный опрос. Вопросы:
…………………………………..
…………………………………..
- Изучение нового материала.
- Лекция с использованием презентации. Фиксируются основные моменты лекции, выделяется материал для записи в тетрадях.
- Анализ табл.5 стр.32 учебника. Вопросы для анализа: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Составление схемы «…………». Учащиеся самостоятельно составляют схему в тетрадях. Взаимопроверка.
- Первичная проверка знаний.
Тест. Задания теста:
………………………………………………………………
- Закрепление.
Работа в группах. Решение проблемных вопросов:
1) …………………………….
2) …………………………….
3) …………………………….
Домашнее задание: §35, вопросы 5 -7 стр. 33.
Распространенной ошибкой учителей является планирование лишь содержания учебного материала, да и то в очень краткой форме. Например:
Тема: «Природные зоны»
Цель: изучить природные зоны.
Ход урока:
- Что такое «природная зона».
- Карта природных зон.
- Характеристика природных зон:
- экваториальный лес,
- саванна,
- пустыня и т.д.
Д/З § 25.
Часто результатом такого плана является урок, не имеющий четкой логики и структуры, на котором учитель сам по себе красноречиво ведет рассказ, а ученики сами по себе занимаются своим делом.
В планах необходимо прописывать деятельность учащихся на каждом этапе урока.
План-конспект урока – подробное его описание. Включает все, что входит в план урока, кроме того, подробно прописывается содержание урока, а также вся деятельность учителя и учащихся от организационного момента до звонка с урока.
Методическая разработка – комплекс разработанных учителем методических и дидактических материалов, обеспечивающих проведение урока. Методическая разработка содержит план или план-конспект урока, рекомендации по его проведению, дидактические материалы.
Технологическая карта – описание процесса в виде поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.
Пример технологической карты:
Класс
Дата
Тема
Обучающая цель
Задачи воспитания и развития
Название этапа урока и его продолжительность
|
Ожидаемый результат
|
Задачи учителя на этапе
|
Осваиваемое учениками содержание
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Оборудование и учебные материалы
|
|
|
|
|
|
|
|
Этапы урока. Конструирование различных типов уроков.
Современный урок многообразен. К нему относят как технологичные и нестандартные уроки, так и достаточно традиционные, если они выполняют функции развития ученика. Но как любое здание, независимо от количества этажей и архитектурной формы состоит из определенных строительных материалов, так и любой урок, независимо от его типа, состоит из отдельных учебных элементов. К ним относятся:
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего занятия.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление знаний и способов действий.
7. Обобщение и систематизация знаний.
8. Контроль и самопроверка знаний.
9. Подведение итогов занятия.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.
№ пп
|
Этапы
|
Дидактические задачи
|
Показатели реального результата решения задачи
|
1
|
Организация начала занятия
|
Подготовка учащихся к работе на занятии
|
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
|
2
|
Проверка выполнения домашнего задания
|
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися
|
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
|
3
|
Подготовка к основному этапу занятия
|
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
|
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
|
4
|
Усвоение новых знаний и способов действий
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
|
Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
|
5
|
Первичная проверка понимания
|
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
|
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
|
6
|
Закрепление знаний и способов действий
|
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
|
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
|
7
|
Обобщение и систематиза-
ция знаний
|
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей
|
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
|
8
|
Контроль и самопровер-ка знаний
|
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
|
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
|
9
|
Подведение итогов занятия
|
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
|
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
|
10
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
|
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
|
Каждый учитель знает, какая разница существует между планом урока и реальностью. Недаром существует пословица «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». На каждом уроке, в каждом случае свои причины удач и поражений, но есть «овраги», о которых стоит помнить каждому учителю.
Организация начала занятия. Старт урока аналогичен старту в спорте – от него во многом зависит конечный результат. И здесь важны личностные качества учителя, его настрой на доброжелательные отношения с учениками, умение быть собранным и энергичным. Затянутый, вялый старт сразу же формирует отношение к уроку как к общей повинности.
Распространенная ошибка: долгое выяснение дежурных, отсутствующих, «изучение» классного журнала никак не способствует активизации учащихся на урок. В то же время контакт глазами с классом, четкость оргмомента настраивают на четкий ритм работы.
Проверка домашнего задания. Этот элемент урока может быть в начале, в середине или в конце учебного занятия, (либо отсутствовать вообще) – в зависимости от типа урока. Рекомендуется отводить на проверку домашнего задания до 1/5 от времени урока. Форма проверки может быть самой разнообразной: устный ответ, тест, карточки, письменная работа, взаимопроверка, игра и т.п. Чем большим арсеналом методик проверки домашнего задания владеет учитель – тем больше эффект: нет однообразия, алгоритма, формируются разные умения ученика.
Распространенные ошибки: учитель долго выбирает ученика, который пойдет отвечать;
работает в основном с одним учеником (проводит «допрос»), остальные «должны слушать», а, по сути, занимаются своим делом, чаще всего читают следующий абзац параграфа;
проверка Д/З проходит только в письменной форме – не развивается устная речь (или наоборот);
фронтальный опрос используется неоправданно часто, ученики привыкают к «легкой» отметке;
проверка домашнего задания занимает большую часть урока, учитель стремится с помощью данного элемента урока решить несвойственную для него функцию – научить класс тому, что было упущено на предыдущем уроке, на изучение нового материала остается мало времени, дети получают материала для самостоятельного изучения дома, на следующий урок все опять повторяется сначала.
Подготовка к основному этапу занятия. Включает актуализацию имеющихся знаний по данному вопросу, целеполагание деятельности на уроке, создание положительной мотивации.
Актуализация знаний нужна для того, чтобы не «изобретать велосипед», не толковать ученикам то, что они уже знают из прошлых тем, других предметов, жизненной практики.
Распространенная ошибка: учитель старшего звена начинает заново объяснять тот материал, который дети изучили в начальной школе.
Ученики должны четко знать цели урока: что нужно изучить, для чего выполняется то или иное действие. Представление цели может происходить в разных формах – от записи на доске до шуточного варианта. Но она должна быть понятной, постой и достаточно привлекательной для ребенка. Хорошо, если ученики сами формулируют цели (это возможно, если учитель во время актуализации знаний подводит к пониманию, что еще не все известно). Цели для учителя и учеников формулируются по-разному – совсем не обязательно говорить детям, что во время урока мы собираемся воспитывать в них то или иное качество, например, коллективизм, лучше сказать – будем учиться работать вместе.
Распространенная ошибка: цели проговариваются скороговоркой, в них много новых терминов, изобилуют словами «должны», «нужно».
Мотивация – настройка на восприятие изучаемого материала, создание заинтересованности. В качестве мотивации могут выступать следующие приемы:
- интересный, захватывающий материал (иногда придуманный), связанный с темой урока (например, рассказ о потерянной рукописи Гоголя перед началом изучения творчества писателя);
- фрагмент художественного текста на уроках естественного цикла (например, цитата из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта» при изучении темы «Австралия»);
- практическая значимость изучаемой темы (например, вопрос «Как сохранить прохладную жидкость в походе» может начинать изучение темы «Испарение жидкости» на уроке физики);
- связь с повседневностью, актуальными проблемами современности;
- отсроченная отгадка – проблема, решение которой можно найти только изучив материал.
Изучение нового материала. Как правило, это самая важная часть урока. Важно помнить – наибольшая концентрация внимания и работоспособности – первая треть урока, далее наблюдается спад эффективной учебной деятельности.
Критические точки усвояемости учебного материала.
Время
|
1-4 мин.
|
5-23 мин.
|
23-34 мин.
|
35-45 мин.
|
Усвояемость
|
60 %
|
80 %
|
45-60 %
|
6 %
|
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
Форма изучения нового материала (лекция, практическая работа, работа с учебником, групповая работа по инструктивным карточкам, игра, работа с электронными ПМК и др.) зависит от целей и содержания урока, от возможностей школы, индивидуальных особенностей класса и отдельных учащихся. То, что является оптимальным в одном случае, недопустимо в другом.
Распространенная ошибка: учителю кажется, что лучше, чем он, никто и никогда не изложит учебный материал и отождествляет изучение нового материала с объяснением. Педагог уверен, что деятельность ученика должна быть адекватна в любой момент деятельности учителя: «Я говорю, а вы внимаете моим словам и всё-всё запоминаете. Моя задача – дать необходимые знания, кто захочет – возьмет». В методической литературе такая позиция называется «учитель-павлин».
Учителю необходимо помнить о сенсорных каналах, с помощью которых человек воспринимает информацию: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (деятельностный). У каждого человека один из каналов является доминантным. У взрослых людей эти доминанты распределяются следующим образом: аудиальный тип – 15% людей, визуальный – 40%, кинестетический – 40%, особая группа – 5%. Почти все дети (90%) – кинестетики. Следовательно, на уроке должно быть сочетание различных форм работы, обязательным компонентом должна быть деятельность ребенка по практическому применению теоретического материала. Конфуций говорил: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай мне действовать – и я научусь».
Схема зависимости усвоения информации от способа обучения.
75% - практика через действие
|
50% - работа в дискуссионной группе
|
90% - немедленное применение обучения, обучение других
|
На уроке не должно быть скучно, но ошибочно превращать урок в калейдоскоп методов.
Первичная проверка понимания учебного материала. Закрепление знаний и способов действий.
Первичная проверка изученного материала представляет собой воспроизводство на репродуктивном уровне. Может проводиться в виде фронтального опроса, теста, взаимопроверки. При этом уместно повторение наиболее значимых вопросов: определений, ведущих понятий, фактов. Закрепление знаний – более высокий уровень работы с изученным материалом, предполагает организацию работы на конструктивном и творческом уровнях. Может представлять собой решение задач в незнакомой и измененной ситуации.
Распространенная ошибка: на закрепление материала не хватает времени.
Чем большее количество раз повторяется изученный материал, чем больше вариантов его повторения и закрепления, тем лучше. На каждый урок должна быть разработана система заданий, вопросов, конкурсов и т.д., с помощью которых отрабатываются полученные знания. Очень важно создать такие условия, при которых ребенок мог бы работать в своем темпе, на своем уровне. С точки зрения современных ученых – педагогов и психологов, спрашивать на следующем уроке у ученика не отработанный ранее материал не этично – получается, что ребенок воспроизводит его впервые. Тем более актуально это утверждение в условиях работы по 10-балльной системе оценки учебных достижений – ученик не сможет выполнить творческий уровень на контрольной работе, если у него не сформированы навыки творческой деятельности на рабочих уроках.
Закрепление можно производить как в конце урока, так и после каждого смыслового блока.
Возможные приемы закрепления:
- опорный конспект – детям предлагается схематично изобразить изученный материал;
- составление плана изученного материала;
- составление заданий (как вариант – тестов) для поверки изученного;
- «лови ошибку» - детям предлагается найти ошибку в рассказе учителя, газетной статье, художественном произведении и т.п.
- реши (составь) кроссворд.
Подведение итогов занятия – это возвращение к целям урока, проверка их выполнения. Прекрасно, если каждому учащемуся удастся уяснить, что он усвоил, а что необходимо доработать. На данном этапе урока чаще всего выставляются оценки (хотя это может иметь место в любой момент урока).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание должно быть четко сформулировано, прокомментировано, записано на доске и в дневниках учащихся.
Распространенные ошибки:
- задавать домашнее задание после звонка. Результат – не записанное и не выполненное домашнее задание;
- большое домашнее задание по принципу «дам много – хоть что-нибудь выполнят». Результат – ученик не берется выполнять домашнее задание вообще, руководствуясь другим принципом: «нечего и пытаться - все равно не выполнить»;
- домашнее задание дается не дифференцировано, что вообще не допустимо в условиях 10-балльной системы оценки.
Домашнее задание должно быть эффективным: минимум времени на выполнение, максимум эффективности усвоения.
Конструирование урока зависит в первую очередь от его типа, от тех задач, которые стоят перед ним.
В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков.
Наиболее часто встречается классификация урока по Конаржевскому Ю.А.:
- Урок усвоения нового материала
- Урок закрепления изучаемого материала
- Урок повторения
- Урок систематизации и обобщения изученного материала
- Урок проверки и оценки знаний.
Согласно классификации уроков, разработанных на ФППК МГПУ, выделяются следующие типы уроков:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.
2. Закрепления новых знаний.
3. Комплексного применения знаний.
4. Обобщения и систематизации знаний.
5. Проверки, оценки и коррекции знаний.
Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.
Конструирование уроков различного типа:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний:
1 - 3 - 4 - 5 – 6 - 9 - 10
2. Закрепления новых знаний:
1 - 2 - 3 - 6 - 7 - 9 - 10
3. Комплексного применения знаний:
1- 2 - 6 - 7 - 8 - 9
4. Обобщения и систематизации знаний:
1 - 3 - 7 - 8 - 9
5. Проверки, оценки и коррекции знаний:
1 - 2 - 8 - 9 - 10
При планировании и проведении урока важно помнить о психологических аспектах организации учебного процесса. Недаром хороший урок в педагогической литературе часто называют педагогическим произведением, имеющим свой замысел, завязку и развязку, подобно любому произведению искусства.
Методы и формы обучения
«Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения». (Г.М.Коджаспирова. «Педагогика в схемах и таблицах»)
Единой классификации методов обучения не существует. Наиболее часто используется классификация по М.Н.Скаткину и И.Я.Лернеру (в ее основе – характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения):
1) объяснительно-иллюстративные методы,
2) репродуктивные методы,
3) методы проблемного обучения,
4) частично-поисковые или эвристические методы,
5) исследовательские методы.
Выбор методов обучения зависит от целевых установок урока, требований программы, содержания учебного материала, особенностей учащихся и возможностей педагога.
Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Наиболее часто встречается следующая классификация форм обучения:
- индивидуальные – организация самостоятельной деятельности учащихся;
- фронтальные – учитель одновременно работает со всеми учащимися класса;
групповые – в классе работает несколько групп учащихся (разновидность групповой формы - парная). При такой форме работы единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
Выбор методов обучения
Методы
|
При каком содержании материала рационально применять метод
|
При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно
|
При каких особенностях учащихся рационально применять метод
|
Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода
|
Объяснительно-иллюстративные
|
Материал носит теоретико-информационный характер.
Материал слишком сложный или слишком простой.
Содержание материала может быть представлено в наглядном виде.
|
При формировании теоретических и фактологических знаний.
Для повышения внимания к изучаемым вопросам.
Для формирования образного мышления, развития эмоциональной сферы
|
Имеет место хороший контакт класса с учителем. Учащиеся обладают навыками слушания.
|
Учитель имеет широкий кругозор, правильную и грамотную речь. Учитывает возрастные особенности учащихся.
Учитель владеет различными объяснительно-иллюстративными методами и грамотно их использует на уроке.
Учитель располагает необходимыми иллюстративными пособиями.
|
Репродуктивные
|
Содержание слишком сложное или слишком простое.
Содержание имеет фактологический характер.
Освоение содержания требует многократного повторения, действий по алгоритму (например, решения задач).
|
Для формирования знаний, умений и навыков.
Для формирования навыков учебного труда.
Для развития памяти.
|
Ученики не готовы к проблемному изучению темы.
Учащиеся владеют навыками работы по алгоритму.
|
Учитель должен иметь комплекты заданий репродуктивного уровня и комплекты алгоритмов действий (памятки, планы, инструкции и т.п.)
|
Проблемные
|
Содержание материала имеет средний уровень сложности.
Содержание содержит противоречие между имеющимися знаниями и новыми.
В содержании можно вычленить проблемную ситуацию.
|
Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений.
Для развития коммуникативных навыков.
Для развития логического мышления.
|
Ученики подготовлены к проблемному изучению материала.
|
Учитель умеет вычленять проблемы в содержании и «подавать» их учащимся: разработка проблемных вопросов и перевод их в проблемную ситуацию.
Учитель имеет время для проблемного обучения.
|
Частично-поисковые
|
Содержание материала имеет средний уровень сложности.
Изучение материала возможно с использованием различных источников информации и способов действий.
|
Для формирования и развития практических навыков, умения работать с различными источниками информации.
Для развития самостоятельности и коммуникативных качеств.
Для развития критического мышления.
|
Учащиеся имеют навыки работы с различными источниками информации.
|
Учитель умеет составить инструкцию по выполнению задания, включающую промежуточные задачи без сообщения способов их решения.
|
Исследовательские
|
Материал доступен для самостоятельного изучения учащимися, имеет средний уровень сложности.
|
Для развития творческого потенциала учащихся.
|
Учащиеся имеют навык работы с различными источниками информации, хорошую теоретическую подготовку, исследовательские навыки.
|
Учитель владеет исследовательскими умениями и навыками развития творческих способностей учащихся.
|
Каждым группам методов соответствуют определенные приемы деятельности учителя и учащихся.
Приемы, соответствующие объяснительно-иллюстративному методу обучения:
ü интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
ü повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
ü подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
ü сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
ü демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
ü предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
ü предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
ü инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
ü намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
Приемы, соответствующие репродуктивному методу обучения
ü задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
ü задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
ü задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
ü задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
ü задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
ü задание учащимся на раскодирование алгоритма;
ü организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
ü задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
ü задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
ü наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Приемы, соответствующие методу проблемного изложения
ü контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
ü предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
ü раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
ü обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
ü членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
ü фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
ü интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
ü установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
ü риторические вопросы учителя в ходе изложения;
ü предъявление учащимся конфликтного примера.
Приемы, соответствующие частично-поисковому методу обучения
ü включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
ü задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
ü задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
ü наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
ü задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
ü организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
ü задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
ü показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
ü задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
ü демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
ü выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения
ü задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
ü задание учащимся с несформулированным вопросом;
ü задание с избыточными данными;
ü задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
ü задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
ü задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
ü задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;
ü задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
ü задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
Памятка молодому учителю
по проведению урока
- Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли средства обучения. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие - бич дисциплины.
- Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
- Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
- Удерживайтесь от излишних замечаний.
- Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
- Не допускайте конфликтов с целым классом или со значительной частью класса, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
- Помните: так, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен решаться в пользу учеников.
- Помните слова Н.А.Добролюбова: «Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».
Схема анализа урока
I. Общие сведения об уроке.
Дата. Класс. Предмет.
Подготовка к уроку: чистота, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку. Как начался урок, была ли потребность тратить время на организацию класса, установление порядка и дисциплины.
Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска.
Тема урока. Цели урока: определяет ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет
II. Тип и структура урока. Какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Связь урока с предыдущим; как она осуществляется. Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.
III. Содержание урока. Соответствие содержания программе. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется формирование трудолюбия, любовь и уважение к людям труда. Как осуществляется развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся. Использование дидактических материалов и оборудования кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного?
IV. Методы и приемы обучения на уроке. Какая система методов применяется? Какие методы и приемы в ней сочетаются? Соответствуют ли методы и приемы обучения типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся?
Как развивается на уроке наблюдательность и логическое мышление учащихся? Виды и место самостоятельной работы с учебником? Как используются для самостоятельной работы дидактические материалы и технические средства обучения. Формирование у учащихся навыков самоконтроля. Последовательность применения заданий и упражнений для выработки навыков и умений. Привить учащимся навыки самоконтроля.
Способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки. Обеспечение надлежащей последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, умений и навыков в ходе урока.
Оценка знаний учащихся. Насколько учащиеся были подготовлены к выполнению домашнего задания. Осуществлялась ли дифференциация домашних заданий учащихся? Объем домашнего задания. На какое время рассчитано домашнее задание. Как учащиеся подготовлены к успешному выполнению домашнего задания? Как предупреждается перегрузка учащихся домашними заданиями?
V. Поведение учащихся. Насколько учащиеся привлечены активному умственному труду. Насколько учащиеся заинтересованы, прилежны, дисциплинированы? Как осуществлялась мотивация учения в течение всего урока, применяются ли с этой целью специальные приемы? Отношение учащихся к учителю.
VI. Поведение учителя. Умение владеть классом, организовывать его работу, повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого, стиль и тон в работе, педагогический такт, наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем, внешний вид, культура речи, поза, мимика, жестикуляция. Пользуется ли учитель авторитетом у учащихся.
VII. Результаты урока. Выводы и предложения, достижение цели, выполнение плана, объем и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Что ценного из данного урока можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей? Указания учителю, как закрепить усовершенствовать положительные качества урока, как преодолеть недостатки (рекомендации: дать список литературы, посетить уроки других учителей и др.)
Памятка-алгоритм для самоанализа урока
- Каков был замысел, план урока и почему?
- Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как он работает на последующие темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?
- Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?
- Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
- Почему была избрана именно такая структура урока?
- Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников (стимулирование, организация, контроль, оценка и т.д.) и почему)?
- Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, почему?
- Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки учащихся?
- Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?
- Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
раскрыть » / « свернуть