Тема урока: Фразеологические обороты
Цель урока: ознакомление с устойчивыми образными выражениями как средством выразительности
Задачи:
1. Формировать знания о фразеологизмах:
2. Развить навыки парной и групповой работы;
3. Воспитать требовательное отношение к себе и своей работе.
Оборудование: презентация
Ход урока
- Организационный момент
- Лингвистическая разминка
Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы (на электронной доске).
Под н..гами в листопа..
Лист..я ж..лтые л..жат,
Лист..я ж..лтые л..жат,
А под лист..ями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шурш..нок –
Папа, мама и ребенок.
- Мы с вами изучили уже многозначные слова, антонимы и синонимы, устаревшие слова и неологизмы, общеупотребительные и профессиональные слова. Какие из перечисленных понятий нашли отражение в данном стихотворении? (Неологизмы: Шурш, Шуршиха и Шуршонок)
- Могут ли эти слова входить в активный словарь? (Нет, это авторские неологизмы)
- Можно ли слова «папа» и «мама» считать антонимами? (По принадлежности к полу – да)
- Подберите синонимы к слову «ребенок». (Малыш, сынок)
Назовите общеупотребительные слова. (Все слова, кроме неологизмов, являются общеупотребительными)
- Объявление темы и цели урока
- На интерактивной доске записаны словосочетания. Назовите мне словосочетания, которые употреблены в переносном значении.
На всех парусах, рукой подать, золотые руки, золотые зубы, волчий аппетит, волчий хвост, повесить нос, как рыба в воде, поцарапать нос.
- Ребята, а вызнаете, как называются такие сочетания слов? (Фразеологизмы)
- Правильно. Вы, конечно, догадались, о чем пойдет речь на уроке?
- Изучение нового материала
- Просмотр видеоурока
- Работа с учебником. Правило на с. 100
- Какие новые термины мы вводим в нашу речь? (Фразеология, фразеологизмы и фразеологические обороты)
3. Упр. 224 Узнайте фразеологизмы по рисунку
4. Наблюдение над языковым материалом. Правило на с.101.
- Сравнить два предложения:
1) Я намылил голову над тазом.
2) За это я намылил голову кому следует.
- Определите, в каком предложении «намылил голову» фразеологический оборот, а в каком – свободное словосочетание?
- Закрепление изученного материала
- Упр. 226. Творческая работа по вариантам.
1 – выражение использовать как образец. 2-е и 3-е по вариантам составить и записать предложения, чтобы в одном случае выражение было фразеологическим, а во втором – свободным словосочетанием.
Образец: У меня болит правая рука. – Староста класса является правой рукой классного руководителя.
- Физкультминутка
Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.
“Взлететь на воздух” (взорваться);
“Затаив дыхание” (замереть от восторга);
“Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
“Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)
“Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
“Стоять как каменный” (неподвижно);
“Из угла в угол” (в разных направлениях).
- Игра «Замени фразеологизм одним словом»
Как снег на голову (неожиданно), держать язык за зубами (молчать), намять бока (бить), хоть глаз выколи (темно), яблоку негде упасть (тесно), водить вокруг пальца (обманывать).
- Усложним задачу: заменить слово фразеологизмом.
Далеко (за тридевять земель, у черта на куличках), заслушаться (развесить уши), убегать (сматывать удочки), странный (ни от мира сего).
- Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
1.Ползет, как черепаха.
2.Топает, как слон.
3.Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.
- - Вы увидели, что фразеологизмы можно заменить одним словом (именем существительным, именем прилагательным, глаголом). Поэтому фразеологизмы, так же как и отдельные слова, могут иметь синонимы и антонимы.
Упр. 228. Подобрать синонимы и антонимы к фразеологизму «кот наплакал».
- Сначала определим значение фразеологизма – мало.
Синонимы: с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчелся.
Антонимы: тьма-тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, конца-краю нет.
- «Я начну, а ты продолжи»:
На все руки (мастер).
Смотреть правде (в лицо).
Выносить сор (из избы).
Держать язык (за зубами).
Как корова (языком слизала).
Куда глаза (глядят).
Как ветром (сдуло).
- Подведение итогов. Рефлексия
- - Что такое фразеологизмы?
- Объясните разницу между фразеологизмом и свободным словосочетанием?
2. Выбрать фразеологический ( -ие) оборот(ы ), которым можете оценить свою работу на уроке.
Не успел глазом моргнуть;
Работал не покладая рук;
Витал в облаках;
Зарубил себе на носу;
Бил баклуши;
Работал (а) в поте лица;
Каша в голове;
Ловил (а) каждое слово.
- Домашнее задание
§27, упр. 233
раскрыть » / « свернуть